Новости

15.12.2017

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Уважаемые посетители Двадцать первого арбитражного апелляционного суда!  Обращаем внимание, что 29 декабря 2017 года прием и регистрация документов, доставленных нарочным в отдел документального обеспечения судопроизводства (канцелярия), осуществляться не будет.

Постановление по делу № 901/3584/13

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

 12.05.2014

Дело № 901/3584/13

Резолютивная часть постановления объявлена  12.05.14

Постановление изготовлено в полном объеме  16.05.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                      Гонтаря В.И.,

судей                                                                        Голика В.С.,

                                                                                  Остаповой Е.А.,

при ведении протокола секретарем  Кравченко А.В.

при участии:

истца: не явился,  Государственное предприятие "Администрация морских портов Украины" в лице Керченского филиала Государственного предприятия " Администрация морских портов Украины";

ответчика: не явился, Общество с ограниченной ответственностью "Южное морское агентство";

третьего лица: не явился, Крымское республиканское предприятие "Порт-Терминал";

третьего лица: не явился, Государственное предприятие "Керченский морской рыбный порт";

рассмотрев апелляционную жалобу   Государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" 

в лице: Керченского филиала Государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10.02.2014 по делу  № 901/3584/13

по иску   Государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" 

к  Обществу  с ограниченной ответственностью "Южное морское агентство"  

при участии третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:  Крымское республиканское предприятие "Порт-Терминал", Государственное предприятие "Керченский морской рыбный порт" 

о взыскании 207328,74 грн.,

У С Т А Н О В И Л :

            Государственное предприятие “Администрация  морских портов Украины” обратилось в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском о взыскании с ответчика 207328,74 грн. задолженности, в том числе 204880,72 грн. основного долга, пени в размере 1591,21 грн., 7% штрафа в размере 856,81 грн.

  Определением от 11.11.2013 к участию по делу вступили третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Крымское Республиканское предприятие “Порт-Терминал” и Государственное предприятие “Керченский морской рыбный порт”. Этим же определением суд принял к рассмотрению заявление истца об увеличении исковых требований, согласно которой истец просит суд взыскать с ответчика 266250,18 грн. задолженности, в том числе 259889,04 грн. основного долга, пени в размера 4134,74 грн., 2226,40 грн. 7% штрафа, а также расходы связаные с уплатой судебного сбора в размере 5325 грн.

   20.01.2014 в адрес суда поступило заявление истца об увеличении исковых требований, согласно которой истец просит взыскать с ответчика задолженность по уплате корабельного сбора в размере 353917,83 грн., из которых сумма долга 336492,83 грн., сумма пени 11326,25 грн., и 7% годовых  в размере 6098,75 грн.

  Определением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 28.01.2014 заявление Государственного предприятия “Администрация морских портов Украины” об увеличении размера исковых требований принято к рассмотрению.

 10.02.2014 года решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым в удовлетворении иска отказано.

  Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Севастопольский апеляционный хазяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования, взыскать 353917,83 грн., из которых сумма долга 336492,83 грн., сумма пени 11326,25 грн., и 7% годовых  в размере 6098,75 грн.

  В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

   По мнению заявителя апелляционной жалобы, ответчик в нарушение условий договора №03-02-074/КО от 25.06.2012, не выполняет взятые на себя обязательства относительно своевременной и полной оплаты корабельного сбора.

   Представители сторон и третьи лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями и почтовыми конвертами.

   Учитывая положения статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон.

   Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Севастопольский апеляционный хазяйственный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

  Между Государственным предприятием “Керченский морской торговый порт и Обществом с ограниченной ответственностью “Южное Морское Агентство” заключен договор №03-02-074/КО от 25.06.2012.

  В соответствии с пунктом 2.1 договора в порту в интересах судовладельца действует судовой агент. Судовой агент может действовать на основании договора c судовладельцем/фрахтователем/генеральным агентом (заказчиком) и доверенностью от имени и по поручению заказчика или от своего имени. В случае осуществления агентом деятельности от имени заказчика к правоотношениям с портом применяются положения главы 5 раздела IV Кодекса торгового  мореплавания Украины, главы 31 Хозяйственного кодекса Украины, главы 68 Гражданского кодекса Украины. При осуществлении деятельности от своего имени к правоотношениям с портом применяются положения главы 69 Гражданского кодекса Украины.

  Согласно пункта 3.1 договора агент осуществляет свою деятельность в соответствии с действующими положениями Хозяйственного  кодекса Украины, Гражданского кодекса Украины, Кодекса торгового мореплавания Украины, обязательных постановлений по      ГП “Керченский морской торговый порт” и порту Крым, “Правил плавания судов Керчь-Еникальским каналом и подходному к нему каналами”, свода обычаев ГП “Керченского морского торгового порта”, другими нормативными документами и условиями настоящего договора.

  Пунктом 3.3 договора установлено, что агент по каждому конкретному судну своевременно информирует заказчика о необходимости перечисления 100% предоплаты предварительного счета порта по данному судну  и обеспечивает перечисление денежных средств порту.

  Пунктом 3.7 договора определенно, что в случае не поступления от заказчика причитающихся порту портовых сборов и плат за услуги порта, агент до отхода судна из порта обязан письменно информировать порт для возможности принятия портом решения в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины.

  Согласно пункта 3.10.2 договора агент обязан после получения судном свободной практики предоставить в транспортно - экспедиторскую контору (далее ТЭК) порта информацию по судну, необходимую для выставления предварительного счета портом по портовым сборам и платам за услуги в соответствии с пунктом 5.1 настоящего договора. Следование судна на ремонт без выполнения грузовых операций агент подтверждает письменно.

  В соответствии с пунктом 3.10.7 договора по приходу судна агент получает в ТЭК порта предварительный счет на оплату услуг порта, портовых сборов и вносит его в дисбурсментский счет, выставляемый заказчику. Исполнительный счет, выставляемый ТЭК порта (5 экземпляров), агент  обязан заверить подписью и печатью капитана судна (либо агента). При наличии отклонений от выставленного предварительного счета по непредвиденным причинам (наличие овертайма, изменение количества буксиров на сопровождение и др.) после отхода судна, агент обязан подтвердить вновь выставленный счет ТЭК своей подписью и печатью, и вернуть 2 экземпляра счета в ТЭК порта в день отхода судна или на следующий день. При наличии овертайма агент обязан подтвердить факт оказания услуг порта подписью и печатью капитана (либо агента) на выписках из судового журнала буксиров при швартовых операциях и справках грузового района (или портнадзора) о швартовых операциях.

Согласно пункта 3.10.8 договора до отхода судна агент обязан осуществить перечисление денежных средств на счет порта согласно выставленного ТЭК порта предварительного счета. В платежном поручении должно быть указано наименование судна, дата рейса, номер и дата предварительного счета порта.

В соответствии с пунктом 3.11.2 договора при транзитном проходе Керчь-Еникальским каналом (далее КЕК) агент не позднее 1 рабочего дня после прохода судном КЕК обеспечивает предоставление копии мерительного свидетельства, копию классификационного свидетельства, копию единого международного перевозочного документа (манифеста по данному рейсу), полностью фамилия, имя, отчество капитана судна, наименование судовладельца на основании судовых документов, а также информацию о судах, следующих под Флагом Украины, но находящихся в оперативном управлении у нерезидента Украины.

  Пунктом 3.11.3 договора установлено, что не позднее пятого рабочего дня с даты прохода судном КЕК агент обязан получить в ТЭК порта счет на оплату услуг порта, портовых сборов, который агент обязан заверить своей подписью, печатью и вернуть            2 экземпляра счета в ТЭК порта не позднее следующего рабочего дня. Несвоевременное получение агентом счета порта не освобождает его от соблюдения сроков оплаты услуг порта и ответственности за нарушение сроков оплаты согласно пункту 5.3 настоящего договора.

  В соответствии с пунктом 4.8 договора при транзитном проходе по КЕК ТЭК порта по данным радиоцентра порта с учетом полученных от агента документов оформляет счет на оплату портовых сборов и услуг порта по данному суднопроходу не позже третьего рабочего дня после прохода судном КЕК.

  Пунктом 5.1 договора определенно, что стоимость услуг порта и портовых сборов определяется на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 года № 1544 (в действующей редакции с учетом изменений и дополнений), Приказа Минтранса Украины от 27 июня 1996 года № 214 ( в действующей редакции с учетом изменений и дополнений), свободных тарифов, утвержденных начальником порта, с учетом Налогового кодекса Украины .

  Для судов под украинским флагом оплата производится в национальной валюте Украины путем перевода долларов США по курсу Национального банка Украины на дату прохода судном КЕК (по транзитному проходу), на дату дисбурсментского счета (по заходящему судну).

  В стоимость услуг по свободными тарифами порта НДС не включен, начисление НДС производится согласно законодательству Украины.

  Согласно пункта 5.2 договора агент предварительно производит перечисление причитающихся порту сборов и плат за услуги по каждому заходящему судну под агентированием агента в размере 100 % предоплаты до отхода судна.

  Пунктом 5.5 договора определенно, что в случае выявления фактов указания в заявке агента размерений и специализации судна, несоответствующих мерительному и классификационному свидетельствам, а также данных по следованию судна на ремонт без выполнения грузового (грузопассажирского) коммерческого рейса, порт производит перерасчет причитающихся к оплате агентом сумм с выставлением исправленного счета. При увеличении суммы счета агент обязан произвести доплату согласно исправительному счету в течение 10-ти банковских дней с даты его оформления.

  Соответственно пункту 8.1 договора по вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, стороны руководствуются международными нормами, Гражданским, Хозяйственным кодексами Украины, Кодексом торгового мореплавания Украины и другими действующими нормативными актами. В случае изменения или дополнения нормативных документов они являются обязательными для обеих сторон с момента вступления их в силу.  В случае изменения государственных регулируемых цен (тарифов), они вступают в действие в порядке, предусмотренном законодательством Украины. При изменении свободных тарифов порта и условий хозяйственной деятельности порт  применяет новые тарифы с даты их ввода в действие и уведомляет об этом агента.

  Распоряжением Кабинета Министров Украины от 04.03.2013 №133-р, приказом Министерства инфраструктуры Украины от 19.03.2013 №163, Государственное предприятие “Керченский морской торговый порт” реорганизовано путем выдела стратегических объектов портовой инфраструктуры, другого имущества, прав и обязанностей относительно них в соответствии с распределительным балансом от 13.06.2013 и акта принятия-передачи от 13.06.2013 в результате выдела образовано Государственное предприятие “Администрация морских портов Украины”.

В связи с этим все права и обязанности по вышеупомянутому договору, от Государственного предприятия “Керченский морской торговый порт” перешли к его правопреемнику – Государственному предприятию “Администрация морских портов Украины”, о чем было заключено соответствующее дополнительное соглашение №2 от 13.06.2013 к договору.

Пунктом 4 дополнительного соглашения урегулирован вопрос изменений порядка исчисления стоимости и уплаты услуг, которые выполняет истец, согласно которому порядок исчисления, размеры ставок портовых сборов, тарифов на специализированные услуги подлежат государственному регулированию и определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, которыми утверждены соответствующие сборы, плата, тарифы. В случае внесения изменений и (или) дополнений к нормативно-правовым актам, которыми утверждены соответствующие сборы, плата, тарифы стороны во время расчетов, применяют вышеупомянутые нормативно-правовые акты с учетом изменений и (или) дополнений с момента вступления в силу таких изменений и (или) дополнений”.

Истцом отмечено, что с 21.06.2013 Государственное предприятие “Администрация морских портов Украины” приобрело право на получение корабельного сбора, который уплачивается суднами за каждый вход в акваторию, в частности морского порта Керчь, операционную акваторию причала (причалов), а также выход из акватории морского порта Керчь, операционной акватории причала (причалов).

С материалов дела наблюдается, что в период с июля 2013 года по сентября 2013 года  истцом предоставлены услуги судам, которые осуществляли проход по Керчь – Еникальскому каналу, вход в акваторию Керченского морского порта и выход из нее и находились в зоне ответственности Керченского порта с морской безопасности.

В июле в 2013 г. истец предоставил услуги судну “NEFTERUDOVOZ 47 M” под флагом Россия, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК 14.07.2013 г., в соответствии с лоцманской квитанцией № 279079, выставлен счет по оплате услуг № 124 от 18.07.2013 г. в общей сумме 3164,23 дол. США или 25291,69 грн. Который складывается из суммы канального сбора за проход КЕК, в размере 822,77 дол. США или 6576,40 грн., который рассчитывается по ставке 0,253 дол. США или 2,02 грн., с учетом коэффициента 0,38 дол. США или 3,04 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством № 98.1219.141, осадка судна “NEFTERUDOVOZ 47 M” равняется 3,803) за каждое прохождение канала судном в один конец, в соответствии с п. 3.2. Порядка, и суммы корабельного сбора 2341,46 дол. США или 18715,29 грн., который рассчитывается по ставке 0,171 дол. США или 1,37 грн. в соответствии с п.2.1. Порядка, а также в соответствии с п. 2.3. Порядка, для судов заграничного плавания групп А, Б, Г модулем до 10 тыс. куб. м. ставка корабельного сбора применяется с коэффициентом 0,8 дол. США или 6,39 грн. Порядка. Счет был направлен ответчику, сопроводительным письмом № 6/525 от 09.08.2013 г., в котором истец разъясняет по каким причинам в счет включен корабельный сбор. Счет  получен ответчиком 20.08.2013, в соответствии с почтовым уведомлением. Однако, в соответствии с банковской выпиской за 20.08.2013 г. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 822,77 дол. США или 6576,40 грн., а сумма корабельного сбора  на расчетный счет истца не поступила. 

“VF TANKER-16” под флагом Россия, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК в 18.07.2013 г. и в 21.07.2013 г. в соответствии с лоцманскими квитанциями № 279553 от 18.07.2013 г. и №279948 от 21.07.2013 г. выставлен счет по оплате услуг № 137 от 23.07.2013 г., на общую сумму 7331,38 дол. США или 58599,72 грн., который состоит из суммы канального сбора 2638,46 дол. США или 21089,21 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством № 13.20011.130, осадка судна “VF TANKER-16” равняется 4,20) и суммы корабельного сбора в размере 4692,92 дол. США или 37510,51 грн. Счет был направлен ответчику сопроводительным письмом № 6/525 от 09.08.2013 г., в котором истец разъясняет по каким причинам в счет включен корабельный сбор. Счет получен ответчиком в 20.08.2013 г., в соответствии с почтовым уведомлением. Однако, в соответствии с банковской выпиской за 20.08.2013 г. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 2638,46 дол. США или 21089,21 грн., а сумма корабельного сбора   на расчетный счет истца не поступила.

“SGV - FLOT” под флагом Россия, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК 27.07.2013 г. и 29.07.2013 г. в соответствии с выписками из вахтенного журнала ЦРРС выставлен счет по оплате услуг № 162 от 30.07.2013 г., на общую сумму 3987,00 дол. США или 31868,09 грн. Однако окончательный счет по уплате был выставлен истцом 20.08.2013 г. № 162 ispr, который состоит из суммы канального сбора 822,77 дол. США или 6576,40 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством № 13.60351.183, осадка судна “SGV - FLOT” равняется 3,80). В соответствии с лоцманской квитанцией № 282585 судно проходило КЕК в 27.07.2013 г. и суммы корабельного сбора в размере 2341,46 дол. США или 18715,29 грн. Счет получен ответчиком лично, с припиской, что счет принят без учета корабельного сбора, который последним оплачено ДП ““ Керченський морской рыбный порт”. В соответствии с банковской выпиской за 20.08.2013 г., ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 822,77 дол. США или 6576,40 грн., а сумма корабельного сбора на расчетный счет истца не поступила.

“JS LEVKAR” под флагом Сингапур, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК в 02.08.2013 г. и 04.08.2013 г. в соответствии с выписками из вахтенного журнала ЦРРС выставлен счет по оплате услуг № 201 от 05.08.2013 г., на общую сумму 16300,26 дол. США или 130287,98 грн. Отмеченный счет был принят ответчиком лично с припиской, что счет акцептованный за исключением корабельного сбора, который оплачен КРП “Порт - Терминал и ДП “Керченский морской рыбный порт”. Однако окончательный счет для уплаты был выставлен истцом 14.08.2013 г. № 244 который состоит из суммы канального сбора 9726,34 дол. США или 77742,64 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством, осадка судна “JS LEVKAR” равняется 7,06),  суммы корабельного сбора в размере 6573,92 дол. США или 52545,34 грн., и суммы сбора за услуги службы морской безопасности в размере 270, 00 дол. США или 2158,11 грн., 20 % НДС от суммы сбора за услуги службы морской безопасности в размере 54 дол. США или 431,62 грн. Сбор за услуги службы морской безопасности, взыскивается в пользу истца на основании Приказа Министерства Инфраструктуры Украины № 379 от 06.07.2012 г., а также Приказа начальника Керченского филиала Государственного предприятия “Администрация морских портов Украины” № 4 от 14.06.2013 г. и утвержденной калькуляции стоимости услуг, предоставленных службой морской безопасности порта. Счет был направлен ответчику, вместе с сопроводительным письмом   № 6/624 от 19.08.2013 г., в котором истец разъясняет по каким причинам в счет включен корабельный сбор. Счет получен ответчиком 26.08.2013 г., в соответствии с почтовым уведомлением. Однако, в соответствии с банковской выпиской за 21.08.2013 г. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 9726.34 дол. США или 77742,64 грн. по счету № 201 от 05.08.2013 г, а сумма корабельного сбора и сбора за услуги службы морской безопасности в настоящее время на расчетный счет истца не поступила.

“SANAR - 5” под флагом Россия, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК 24.09.2013 г. в соответствии с выписками из вахтенного журнала ЦРРС и квитанции № 287338 от 24.09.2013р. о выполнении услуг ДП “Дельта -Лоцман”, выставлен счет по оплате услуг № 415 от 26.09.2013 г., на общую сумму 6382,83 дол. США или 51017,96 грн. который состоит из суммы канального сбора 1400,57 дол. США или 11194,76 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством № 12.17145.272, осадка судна “SANAR - 5” равняется 4,06), и суммы корабельного сбора в размере 4982,26 дол. США или 39823,20 грн., Счет получен ответчиком лично, с припиской, что счет принят без учета корабельного сбора, который последним оплачено ДП “Керченский морской рыбный порт”. В соответствии с банковской выпиской за 26.09.2013 г. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 1400,57 дол. США или 11194,76 грн., а сумма корабельного сбора в настоящее время на расчетный счет истца не поступила.

“DIKLE DENIZ” под флагом Турция, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК 12.09.2013 г. и 14.09.2013 г. в соответствии с выписками из вахтенного журнала ЦРРС выставлен счет по оплате услуг №364 от 16.09.2013 г., на общую сумму 5798,66 дол. США или 46348,69 грн. который состоит из суммы канального сбора 3763,62 дол. США или 30082,61 грн. и суммы корабельного сбора в размере 2035,04 дол. США или 16266,07 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством, объем судна “DIKLE DENIZ” равняется 7438.). Счет получен ответчиком лично, с припиской, что счет принят без учета корабельного сбора, который последним оплачено ДП “Керченский морской рыбный порт”. В соответствии с банковской выпиской за 17.09.2013 г. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 3763,62 дол. США или 30082,61 грн., а сумма корабельного сбора на расчетный счет истца не поступила.

“NEFTERUDOVOZ 47 M” под флагом Россия, которое находилось под агентским обслуживанием ответчика, по проходу КЕК 05.09.201 в соответствии с выписками из вахтенного журнала ЦРРС и квитанции № 285302 от 05.09.2013 г. о выполнении услуг ДП “Дельта -Лоцман”, выставлен счет по оплате услуг № 348 от 09.09.2013 г., на общую сумму 3164,23 дол. США или 25291,69 грн. который состоит из суммы канального сбора 822,77 дол. США или 6576,40 грн. и суммы корабельного сбора в размере 2341,46 дол. США или 18715,29 грн. (в соответствии с международным мерительным свидетельством № 12.17145.272, осадка судна “NEFTERUDOVOZ 47 M” равняется 3,803, а объем - 8558.). Счет получен ответчиком лично, с припиской, что счет принят без учета корабельного сбора, который последним оплачено ДП “Керченский морской рыбный порт”. В соответствии с банковской выпиской за 10.09.2013р. ответчиком оплачена сумма только канального сбора в размере 822,77 дол. США или 6576,40 грн., а сумма корабельного сбора  на расчетный счет истца не поступила.

Согласно пункту 5.3 договора, ответчик обязался проводить оплату счета не позже 10 банковских дней от даты оформления счета. При отсутствии оплаты в отмеченный срок ответчик платит сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за время просрочки, пеню в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки, начиная с 11 банковского дня от даты оформления соответствующего счета Администрации к полному погашению суммы задолженности, проценты за пользование чужими деньгами в размере 7 % годовых от просроченной суммы за весь период просрочки.

Таким образом, поскольку выставленные истцом ответчику счета, оставленные последним частично не оплаченными, истец обратился с иском в суд о взыскании неуплаченных сумм, которые составляют 204880,72 грн. с ответчика в принудительном порядке. Кроме того, к взысканию истцом заявлены санкции за несвоевременное выполнение денежного обязательства в виде инфляционных расходов, пени и процентов годовых.

Неоднократно заявлениями об  увеличении исковых требований, которые приняты судом первой инстанции к рассмотрению, истец увеличил размер исковых требований и окончательно на рассмотрение суда постановлены требования относительно взыскания с ответчика в пользу истца задолженность по оплате корабельного сбора в размере  336492,83 грн., суммы пени в размере 11326,25 грн., и 7% годовых  в размере 6098,75 грн., которая в целом составляет 353917,83 грн.

Обязательства возникают из оснований, установленных статьей 11 Гражданского кодекса Украины и статьей 174 Хозяйственного кодекса Украины, в частности, договоров и других сделок (соглашений); из других юридических фактов, а также непосредственно из актов гражданского законодательства.

Правоотношения между сторонами по данному делу возникли на основании договора №03-02-074/КО от 25.06.2012, который является договором о предоставлении услуг.

В соответствии со статьей 901 Гражданского кодекса Украины по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязывается по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязывается оплатить исполнителю отмеченную услугу, если другое не установлено договором.

Согласно статьи 903 Гражданского кодекса Украины если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, что установленные договором.

Закон Украины “О морских портах Украины”, является основным нормативно- правовым актом, который регулирует отношения в сфере портовой деятельности, устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах, порядок строительства, открытия, расширения и закрытия морских портов в Украине, порядок осуществления на их территории хозяйственной деятельности, в том числе предоставление услуг, определяет правовой режим объектов портовой инфраструктуры.

Статьей 15 Закона Украины “О морских портах Украины” установлен исчерпывающий перечень функций, для осуществления которых образована Администрация морских портов Украины, в частности содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного ей в хозяйственное ведание, в том числе модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры, расположенных в пределах территории и акватории морского порта; предоставление услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морского порта для их безопасного судоходства, маневрирования и стоянки; организации и обеспечения безопасной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры государственной собственности, в том числе гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавства, расположенных в пределах территории и акватории морского порта; организации и обеспечения безопасности мореплавства, взымания и целевого использования портовых сборов, контроля и поддержания объявленных глубин и т.д.

Финансирование деятельности администрации морских портов Украины осуществляется за счет портовых сборов, которые взымаются ею в соответствии с законом, платы за предоставление услуг и арендной платы, других незапрещенных законодательством источников (статья 16 Закона Украины “О морских портах Украины”).

Согласно части 1 статьи 21 Закона Украины “О морских портах Украины” услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежат государственному регулированию национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 4 раздела VI Закона Украины “О морских портах Украины” временно, до создания национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта, ее функции и полномочия, определенные данным Законом, исполняет центральный орган исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта.

Положением о Министерстве инфраструктуры Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 12 мая 2011 года № 581, определено, что Мининфраструктуры является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сферах морского и речного транспорта; в соответствии с возложенными на него заданиями утверждает порядок установления, оплаты и использования портовых сборов, размер портовых сборов (пункты 1, 3, подпунктов 4.3.1, 4.3.3 Положения).

Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27 мая 2013 года № 316, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 12 июня 2013 года за                  №930/23462, утвержден Порядок взымания и размеры ставок портовых сборов и Порядок учета и использования средств от портовых сборов.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 22 Закона Украины “О морских портах Украины” в морском порту взымаются такие портовые сборы: корабельный, причальный, якорный, канальный, маяковый, административный и санитарный. Использование средств от портовых сборов допускается исключительно за их целевым назначением. Финансирование удержания гидротехнических сооружений в объемах, необходимых для поддержания их паспортных характеристик, осуществляется за счет портовых сборов, которые взымаются в морских портах, где расположены такие гидротехнические сооружения. Размеры ставок портовых сборов для каждого морского порта устанавливаются национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта, в соответствии с утвержденной ею методикой. Порядок взымания, учета и использования средств от портовых сборов, кроме использования средств от административного сбора, определяется центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта.

Портовые сборы оплачиваются администрации морских портов Украины, кроме случаев, определенных данным Законом.

Причальный сбор взымается в пользу владельца причала, а если причал находится в пользовании - в интересах соответствующего пользователя.

Канальный сбор взымается в интересах владельца канала.

Корабельный сбор взымается в пользу пользователя портовой акватории, а также владельца операционной акватории причала (причалов), построенного к набиранию действия данным Законом.

Уплата портовых сборов в морских портах осуществляется до выхода судна из морского порта, а за транзитный проход каналами - путем предыдущей оплаты или непосредственно на входе в канал.

Судна, которые заходят для осуществления процедур, связанных с пропуском через государственную границу Украины без выполнения грузовых операций, освобождаются от уплаты корабельного сбора.

Подпункт 2, пункт 1 статьи 2 Закона Украины “О морских портах Украины” разъясняет, что акватория морского порту/портова акватория – это определена границами часть водного объекта/объектов, кроме судового хода, предназначенная для безопасного подхода, маневрирования, стоянки и отхода судов.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 1 Закона Украины “О морских портах Украины” установлено, что операционая акватория причала/причалов – это гидротехническое сооружение, в пределах портовой акватории, предназначенное для безопасного подхода суден к причалу, отхода от причала, маневрирование суден во время осуществления швартовых операций, а также маневрирования суден между причалами.

Таким образом, акватория морского порта/портов акватория определяется следующими исчерпывающими и совокупными признаками: определена границами часть водного объекта; в рамках пределов части данного водного объекта должен быть обеспечен безопасный подход суден;  в рамках пределов части данного водного объекта должен быть обеспечено безопасное маневрирование морских судов; в рамках пределов части данного водного объекта должна быть обеспечена безопасная стоянка морских суден; в рамках пределов части данного водного объекта должен быть обеспечен безопасный  отход морских суден.

Отсутствие одной из вышеуказанных признаков свидетельствует о том, что часть водного объекта не отвечает понятию акватории морского порта в понимании положений Закона Украины “О морских портах Украины”.

Соответственно, операционная акватория причала/причалов определяется следующими признаками, перечень которых исчерпывающий. Это гидротехническое сооружение в пределах портовой акватории, предназначенное для безопасного подхода, отхода, маневрирования во время осуществления швартовых операций, маневрирования между причалами суден.

Также, отсутствие одной из вышеуказанных признаков свидетельствует о несоответствии водного объекта понятию операционной акватории причала/причалов в понимании Закона Украины “О морских портах Украины”.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Закона Украины “О морских портах Украины” определяет гидротехнические сооружения морских портов как инженерно-технические сооружения, расположенные в пределах территории и акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавства, маневрирования и стоянки суден.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2013 № 406 были определены границы акватории морского порта Керчь в системе координат WGS-84/Керченський морской торговый порт (на данное время – Керченский филиал Государственного предприятия “Администрация морских портов Украины”.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2013 № 606 “О передаче государственному предприятию Керченский морской рыбный порт в пользование акватории” были определены пределы акватории Керченского морского рыбного порта в системе координат WGS-84.

Из материалов дела усматривается, что морские судна, которые находились под агентированием ответчика проходили Керчь – Еникальский канал, подходный канал Керченского морского торгового порта и подходной канал Керченского морского рыбного порта и после этого заходили во внутреннюю акваторию Керченского морского рыбного порта. Эти морские судна никоим образом не осуществляли заход в акваторию Керченского морского торгового порта, а использовали судовой ход, который согласно пункта 15 статьи 1 Закона “О морских портах Украины” является водным пространством, предназначенным для транзитного движения суден между портами, обозначенный на местности и на карте и определенный средствами навигационного оборудования.

Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 1 договора между Украиной и Российской Федерацией “О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива”, дата подписания которого 24.12.2003, дата ратификации ВРУ – 20.04.2004, дата вступления в силу – 23.04.2004 - Азовское море и Керченский пролив является внутренними водами Украины и Российской Федерации”, то есть Керч- Еникальский канал Керченского морского торгового порта / Керченская бухта / является внутренними водами Украины и судовым ходом, который в свою очередь определяется как “водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения суден и обозначенный на местности и (или) карте”, Правила плавания по внутренним водам Украины, введенные в действие с 01 апреля 1986 года, утверждены приказом ГУРФ при РМ УССР от 10 января 1986 года.

Следовательно, Законом Украины “О морских портах Украины” определенно, что является судноплавным каналом и внутренним подходным каналом, которые предназначены для подхода к причалам и отходу от причалов, маневрирования в пределах акватории морского порта, а также для безопасного подхода судов к портам и проходу судов, то есть понятия акватории морского порту/портової акватории отделены от понятия судноплавного и внутреннего подходного канала.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, судна, которые находились под агентированием ответчика, проходили по Керчь-Еникальскому каналу и подходному каналу Керченского морского торгового порта, а также учитывая то, что эти каналы являются судовым ходом и не подпадают под понятие акватории морского порта, ими не осуществлялся заход в акваторию Керченского морского торгового порта, потому отсутствуют правовые основания для начисления и взыскания с ответчика в пользу истца корабельного сбора.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка учета и использования средств от портовых сборов средств от корабельного сбора используются: на содержание и очистку акватории порта и операционной акватории причала (причалов) от наносов и веществ, которые загрязняют ее поверхность и дно; на содержание, ремонт, модернизацию, реконструкцию и строительства ограждающих и берегоукрепляющих сооружений порта; на выполнение промерных работ на акватории порта и операционной акватории причала (причалов); на судноподёмные и подводно-технические работы на акватории порта и операционной акватории причала (причалов), включая предыдущее водолазное обследование дна и поднятие потерянных (сброшенных) крупногабаритных предметов, такелажа и оснащения суден; на дноуглубительные работы, связанные с поддержкой, улучшением, развитием (расширением) акватории порта и операционной акватории причала (причалов); на запад, связанный с обеспечением безопасности судноходства на судноходных путях; на содержание персонала, который принимает участие в проведении работ и осуществляет технический надзор за строительством (приобретением, изготовлением), модернизацией, реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией акватории и операционной акватории причала (причалов) и других необоротных активов, которые используются на указанные в этом пункте цели, в том числе на обеспечение социальных гарантий этого персонала; на обеспечение функционирования и развития национальной системы поиска и спасения в морском поисково-спасательном районе Украины; на компенсацию инвестиций, внесенных субъектами ведения хозяйства в стратегические объекты портовой инфраструктуры, которая является объектами государственной собственности, в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины в соответствии с действующим законодательством; на компенсацию стоимости подводных гидротехнических сооружений (каналы, операционные акватории причалов и т.д.), которые были построены за счет частных инвестиций до вступления в силу Закона Украины "О морских портах Украины" и внесенные в реестр гидротехнических сооружений в установленном законодательством порядке, которые передаются в государственную собственность, в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка учета и использования средств от портовых сборов средства от канального сбора используются: на содержание, обслуживание, ремонт и обеспечение безопасности судноходства на судноходных путях общегосударственного значения и каналах, очистка их от наносов и поддержания их габаритов в пределах паспортных значений; на дноуглубительные работы, связанные с поддержанием и/или улучшением проектных габаритов на каналах; на содержание, обслуживание и ремонт средств маяков, береговых и плавучих средств навигационного оборудования на каналах; на строительство (приобретение, изготовление), модернизацию, реконструкцию, ремонт каналов и других необоротных активов, которые используются на отмеченных в этом пункте цели; на содержание персонала, который принимает участие в проведении работ и осуществляет технический надзор за строительством (приобретением, изготовлением), модернизацией, реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией каналов и других необратимых активов, которые используются на отмеченных в этом пункте цели, в том числе на обеспечение социальных гарантий этого персонала; на содержание других необоротных активов, которые используются для строительства (приобретение, изготовление), модернизации, реконструкции, ремонта и обслуживания каналов; на компенсацию инвестиций, внесенных субъектами ведения хозяйства в стратегические объекты портовой инфраструктуры, которая является объектами государственной собственности, в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины в соответствии с действующим законодательством; на компенсацию стоимости подводных гидротехнических сооружений (каналы, операционные акватории причалов и т.д.), которые были построены за счет частных инвестиций до вступления в силу Закона Украины “О морских портах Украины” и внесенные в реестр гидротехнических сооружений в установленном законодательством порядке, которые передаются в государственную собственность, в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, коллегия судей соглашается с судом первой инстанции относительно того, что услуги, стоимость которых возмещается за счет уплаты корабельного сбора, предоставлялись ответчику третьими лицами по данному делу, тогда как одновременно доказательств предоставления таких услуг истцом ответчику  предоставлено не было, поскольку не было предоставлено доказательств маневрирования, швартовки, подхода судов, которые находились под агентированием ответчика, к причалам Керченского морского торгового порта, или отходу от них.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

       Решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10 февраля 2014 г. по делу N901/3584/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного предприятия “Администрации  морских портов Украины”, - без удовлетворения.

     Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Председательствующий                                                   В.И. Гонтарь

Судьи                                                                                   В.С. Голик

                                                                                              Е.А. Остапова

Рассылка:

1. Государственное предприятие "Администрация морских портов Украины" (проспект Победы, д.14,Киев 135,01135)

2. Общество с ограниченной ответственностью "Южное морское агентство" (ул.Кирова, 87/54, кв.27,Керчь,98318; ул. Фурманова 10, м. Керчь, АР Крым, 98320)

3. Крымское республиканское предприятие "Порт-Терминал" (ул. О.Невського, 8,Симферополь,95000)

4. Государственное предприятие "Керченский морской рыбный порт" (ул. Свердлова, 49,Керчь,98320)

Сервис временно не доступен