Новости

15.12.2017

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Уважаемые посетители Двадцать первого арбитражного апелляционного суда!  Обращаем внимание, что 29 декабря 2017 года прием и регистрация документов, доставленных нарочным в отдел документального обеспечения судопроизводства (канцелярия), осуществляться не будет.

Постановление по делу № 901/297/14

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

 26.05.2014

Дело № 901/297/14

Резолютивная часть постановления объявлена  20.05.14

Постановление изготовлено в полном объеме  26.05.14

            Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                    Антоновой И.В.,

судей                                                                        Воронцовой Н.В.,

                                                                                  Фенько Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной Е.Ю.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственной налоговой инспекции в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым на постановление хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Белоглазова И.К.) от 06.02.2014 года по делу № 901/297/14

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” (ул.Г.Васильева, д.29, г.Симферополь, 295000)

при участии:  арбитражного управляющего Друзина Руслана Валентиновича (пр.Туристов, д.6, г.Симферополь, 295000)

Регистрационной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым (ул.Долгоруковская, 16, г.Симферополь, 295006)

Железнодорожного районного суда города Симферополя (ул.Хромченко, 6-а, г.Симферополь, 295000) 

Железнодорожного отдела Государственной исполнительной службы Симферопольского городского управления Автономной Республики Крым (ул.Киевская, 81, г.Симферополь, 295051)

отдела по вопросам банкротства Главного управления юстиции в Автономной Республике Крым (ул.Долгоруковская, 16, г.Симферополь, 295006)

о банкротстве

У С Т А Н О В И Л :

На рассмотрении хозяйственным судом Автономной Республики Крым находится дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр”, производство по которому возбуждено на основании статьи 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом”.  

            Постановлением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06 февраля 2014 года общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” признано банкротом. 

            Открыта ликвидационная процедура относительно общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” сроком на двенадцать месяцев, до 06.02.2015 года.

            Ликвидатором назначен председатель ликвидационной комиссии Друзин Руслан Валентинович.  

            Утверждая, что постановление суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, Государственная налоговая инспекция в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым обратилась в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит постановление хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06 февраля 2014 года отменить и прекратить производство по делу.  

В качестве обоснования апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции оставлено без внимания, что ликвидатором должника при подаче заявления о банкротстве общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” не был соблюден порядок ликвидации должника, который ликвидируется собственником, предусмотренный статьей 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом”, что, по мнению налогового органа, привело к принятию преждевременного решения о признании должника банкротом и открытии в отношении него ликвидационной процедуры.   

            Определением от 21 марта 2014 года апелляционная жалоба принята к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда. 

            На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22 апреля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы Государственной налоговой инспекции в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым на постановление хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.02.2014 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.

   Представители должника, а также иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

   Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что постановление хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.02.2014 года подлежит отмене с направлением вопроса о возможности признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28 октября 2013 года общим собранием (основателями) общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крименергоцентр” принято решение о прекращении юридического лица путем его ликвидации и назначении председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) Друзина Руслана Валентиновича.

20 января 2014 года ликвидатор общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с требованиями статьи 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” (особенности применения процедуры банкротства к должнику, который ликвидируется собственником).

Определением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 30.01.2014 года возбуждено производство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крименергоцентр”.

            Постановлением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06 февраля 2014 года общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” признано банкротом, в отношении него открыта ликвидационная процедура.

            Принимая решение о признании должника банкротом и открытии в отношении него ликвидационной процедуры, хозяйственный суд первой инстанции исходил из того, что предприятие должника предпринимательской деятельности не осуществляет, по месту регистрации не находится, имущества, достаточного для погашения задолженности перед кредиторами, не имеет, а ликвидатором предприняты все меры для установления такого имущества с соблюдением процедуры, предусмотренной Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом”.    

Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции по основаниям, изложенным ниже.

В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Учитывая, что правоотношения между сторонами по данному делу возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции при разрешении спора продолжает применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения, а также применяет нормы права Российской Федерации, аналогичные законодательству Украины.

На основании части 1 статьи 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” если стоимости имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случае выявления указанных обстоятельств ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого юридического лица. Обязательным условием обращения в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве является соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Украины.

   Положения указанной правовой нормы не противоречат требованиям статьи 224 Закона Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)”, в соответствии с которой в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

   Таким образом, основаниями для обращения в хозяйственный суд в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, являются недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов и соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица.

   В соответствии с частями 1-2 статьи 105 Гражданского кодекса Украины участники юридического лица, суд или орган, принявшие решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно сообщить этому органу, осуществляющему государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения. Участники юридического лица, суд или орган, принявшие решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т.п.) и устанавливают порядок и сроки прекращения юридического лица в соответствии с настоящим кодексом. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица может быть возложено на орган управления юридического лица.

   Аналогичные правовые положения содержит Гражданский кодекс Российской Федерации.

            Так, в соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

   В соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 110 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что  юридическое лицо ликвидируется, в частности, по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в иных случаях, установленных учредительными документами.

Частью 3 статьи 110 Гражданского кодекса Украины установлено, что если стоимость имущества юридического лица окажется недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном законом о восстановлении платежеспособности или признании банкротом.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей” государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления документов, которые поданы для внесения в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица, без рассмотрения, должен в день поступления этих документов внести в Единый государственный реестр запись о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица и в тот же день сообщить в органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения о внесении такой записи.

   Также на плательщика налогов возложена обязанность сообщить налоговому органу о реорганизации (ликвидации) предприятия путем предоставления, в частности, заявления о прекращении плательщика налогов и сборов, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины №1588 от 09.12.2011 года “Об утверждении порядка учета плательщиков налогов и сборов”.

   Исследование указанных выше обстоятельств необходимо для установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве по правилам статьи 95 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”.

Указанные обстоятельства, исходя из требований закона, должны быть в наличии и установлены на дату возбуждения производства по делу о банкротстве по упрощенной процедуре.

    Как усматривается из материалов дела, должник - общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” находится на учете в качестве плательщика налогов и сборов в Государственной налоговой инспекции в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым.

  В соответствии с пунктом 11.1.1 Приказа Министерства финансов Украины №1588 от 09.12.2011 года “Об утверждении порядка учета плательщиков налогов и сборов” юридическое лицо, которое находится в процессе прекращения, подает в орган государственной налоговой службы по основному месту учета, в частности, заявление о прекращении плательщика налогов по форме N 8-ОПП (приложение 15), дата которого фиксируется в журнале ф.№ 6-ОПП.

Имеющееся в материалах дела заявление должника - общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” о прекращении плательщика налогово и сборов по форме N 8-ОПП не содержит доказательств направления его налоговому органу. Это лишило налоговый орган своевременно осуществить налоговую проверку должника для выявления налогового долга и возможного обращения к должнику с кредиторскими требованиями.

   Из материалов дела усматривается, что 18.12.2013 года за исх.№1301092700758 Государственной налоговой инспекцией в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым государственному регистратору направлено уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лиц в связи с невозможностью проведения документальной внеплановой проверки из-за отсутствия уведомлений из финансовых учреждений о закрытии всех счетов должника, наличия денежных обязательств должника, неподачей ликвидационного баланса, отсутствием выписки о движении средств на счетах.

   Указанное обстоятельство оказалось вне поля зрения суда первой инстанции и надлежащая оценка ему не была дана.

   Также,  в соответствии с частью 11 статьи 111 Гражданского кодекса Украины после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает предоставление органам государственной налоговой службы.

   Материалы дела не содержат доказательств принятия ликвидатором должника всех необходимых мер по установлению полного объема кредиторской задолженности, оценке стоимости имеющегося имущества, передаче для проверки органом доходов и сборов документов предприятия, а также иных мер, необходимых для исследования имущественного состояния должника и составления ликвидационного баланса.

Суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, не проанализировал надлежащим образом соблюдение должником процедуры ликвидации по собственной инициативе, в результате чего принял преждевременное решение о признании должника банкротом и открытии в отношении него ликвидационной процедуры.    

            При данных обстоятельствах постановление хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06 февраля 2014 года подлежит отмене, а вопрос о возможности признания общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Крымэнергоцентр” банкротом и открытии относительно должника ликвидационной процедуры - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь пунктом пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Апелляционную жалобу Государственной налоговой инспекции в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым удовлетворить частично.

2. Постановление  хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06 февраля 2014 года по делу № 901/297/14 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в хозяйственный суд Автономной Республики Крым.

3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано  в течении двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                   И.В. Антонова

Судьи                                                                                   Н.В. Воронцова

                                                                                              Т.П. Фенько

 

Рассылка:

1.ООО “Торговый дом “Крымэнергоцентр” (ул.Г.Васильева, д.29, г.Симферополь, РК, 295000)

2.Арбитражный управляющий Друзин Р.В.(пр.Туристов, д.6, г.Симферополь, РК, 295000)

3.Регистрационная служба Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в АРК (ул.Долгоруковская, 16, г.Симферополь, РК, 295006)

4.Железнодорожный районный суд города Симферополя (ул.Хромченко, 6-а, г.Симферополь, РК, 295000) 

5.Железнодорожный отдел Государственной исполнительной службы Симферопольского городского управления АРК (ул.Киевская, 81, г.Симферополь, РК, 295051) 

6.отдела по вопросам банкротства Главного управления юстиции в АРК (ул.Долгоруковская, 16, г.Симферополь, РК, 295006) 

7. Государственная налоговая инспекция в городе Симферополе Главного управления Миндоходов в АРК (ул.М.Залки, д.1/9, г.Симферополь, РК, 295000) 

Сервис временно не доступен