Постановление по делу № 919/859/13

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

город Севастополь

 20.06.2014

Дело № 919/859/13

Резолютивная часть постановления объявлена  16.06.14

Постановление изготовлено в полном объеме  20.06.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                       Гонтаря В.И.,

судей                                                                        Волкова К.В.,

                                                                                  Балюковой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем  Мосейчук М.А.

представитель истца - Исычко Сергей Николаевич, доверенность №  15  от 26.05.14,  Общество с ограниченной ответственностью "Галс Крым";

представитель истца - Малышева Лариса Александровна, доверенность №  11  от 15.05.14,  общество с ограниченной ответственностью "Галс Крым";

представитель ответчика - Бекетова Наталья Сергеевна, доверенность №  б/н  от 25.04.14,  Фонд коммунального имущества Севастопольского городского совета;

представитель третьего лица, не явился, Общество с ограниченной ответственностью "Цельсий плюс"

рассмотрев апелляционную жалобу Фонда коммунального имущества Севастопольского городского совета на решение хозяйственного суда города Севастополя от 21.03.14 по делу №919/859/13 (председательствующего судьи  Лотовой Ю.В. )

по иску  Общества с ограниченной ответственностью "Галс Крым" (пл. Нахимова, 2,Севастополь,299011)
к  Фонду коммунального имущества Севастопольского городского совета (ул. Луначарского, 5,Севастополь,299011)

третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:  Общество с ограниченной ответственностью "Цельсий плюс"  (ул. Ленина, д.48, кв.15,Севастополь,299011)

о признании конкурса недействительным и понуждении заключить договор

УСТАНОВИЛ:

             24.07.2013 общество с ограниченной ответственностью “Галс Крым” обратилось в хозяйственный суд города Севастополя с иском к Фонду коммунального имущества Севастопольского городского Совета о признании конкурса недействительным и понуждении заключить договор.

            Исковые требования обоснованы тем, что ответчик в установленном законом порядке не рассмотрел заявление истца от 05.03.2013 №04 о передаче в аренду недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности г. Севастополя (встроеных нежилых помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50) для размещения музея морских гидробионтов Черного и Азовского морей и других регионов Мирового Океана. В частности истец отметил, что ответчик, не рассмотрев указанное заявление истца, провел конкурс на аренду указанных спорных помещений, по результатам которого заключил договор аренды недвижимого имущества от 16.08.2013 №177-13 с победителем конкурса обществом с ограниченной ответственностью “Цельсий Плюс”.

            Определением суда от 13.01.2014 привлечено к участию по делу в качестве третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - общество с ограниченной ответственностью “Цельсий Плюс”.

             10.02.2014  представитель истца через канцелярию суда предоставил заявление об изменении исковых требований, в котором просил суд признать недействительным приказ ответчика и протоколы конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества, что касаются объявления конкурса на аренду встроенных нежилищных помещений с антресолью, общей площадью 315,4 кв.м. и крыльцом, что расположенные по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, а именно: приказ Фонда коммунального имущества  Севастопольского городского Совета от 08.04.2013 №01-03/160 об объявлении конкурса по аренде нежилых помещений; протокол заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества №4(3)-13 от 17.06.2013 об условиях конкурса по аренде нежилых помещений; протокол заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества №5(4)-13 от 17.07.2013 (п.1.2) о заключении договора аренды нежилых помещений с ООО “Цельсий плюс”, а также обязать ответчика заключить договор аренды вышеупомянутых нежилых помещений с ООО “Галс Крым” на условиях прибавленного к иску проекта договора. Указанное заявление было принято судом первой инстанции.

            Решением от 21.03.2014 года хозяйственного суда города Севастополя иск удовлетворен частично.

            Признан недействительным пункт 3.1 приказа Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 08.04.2013 №01-03/160 о заключении договоров аренды и объявления конкурса на право аренды.

            Признано недействительным раздел 7 протокола заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества вот 17.06.2013 №4(3)-13.

            Признан недействительным пункт 1.2. протокол заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества вот 17.07.2013 №5(4)-13.

            Взыскано с Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета в пользу общества с ограниченной ответственностью “Галс Крым” 3 583,00 грн. судебного сбора.

            В остальной части иска отказано.

            Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Севастопольский апеляционный хазяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать в полном обьеме. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

            По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец представил ответчику неполный пакет документов для участия в конкурсе по аренде  встроенных нежилищных помещений по адресу: м. Севастополь, ул.Ленина, 50. Также ответчик отметил, что заявление истца от 05.03.2013 №04 о передаче в аренду недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности г.Севастополя, не может рассматриваться как заявление об аренде имущества от музея, поскольку общество с ограниченной ответственностью “Галс Крым” создан с целью получения прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 05 мая 2014 года указанная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению.

            В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.            Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, просил суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

            Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы искового заявления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта, исходя из следующего.

             05.03.2014 общество с ограниченной ответственностью “Галс Крым” направило в адрес Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета заявление о передачу в аренду недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности г. Севастополя (встроеные нежилищные помещения по адресу:                    г. Севастополь, ул.Ленина, 50), с целью использования арендованного помещения для размещения музея морских гидробионтов Черного и Азовского морей и других регионов Мирового Океана, проект договора аренды указанного помещения и пакет документов для заключения договора аренды.

            Ответ на указанное заявление в установленный законодательством срок ответчиком предоставлена не была.

             08.04.2013 Фондом коммунального имущества СГС был выдан приказ №01-03/160 относительно объявления конкурса на право аренды нежилищных помещений по ул.Ленина, 50.

             17.06.2013 конкурсная комиссия ФКИ СГС утвердила условия конкурса по аренде указанного объекта (протокол №4(3)-13 от 17.06.2013).

            В газете “Севастопольские известия” от 22.06.2013 №48 и на сайте ФКИ СГС ответчиком было размещено объявление о проведении конкурса на право аренды объектов коммунальной собственности, в частности, по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, площадью 315,4 кв.м., которым определенно конечный срок представления заявлений, предложений участников конкурса - 15 дней с момента публикации объявления, и перечень документов, которые должны быть предоставленные для принятия участия в конкурсе.

            Письмом №01-15/1832 от 01.07.2013 ответчик сообщил истцу об объявлении конкурса по аренде  встроенных нежилищных помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50.

             17.07.2013 конкурсная комиссия ФКИ СГС по результатам конкурса решила заключить договор аренды с ООО “Цельсий Плюс” на нежилищные помещения по адресу: г. Севастополь, ул.Леніна, 50, площадью 315,4 кв.м. сроком на 5 лет для размещения офиса (протокол №5(4)-13 от 17.07.2013).

             16.08.2013 между ФКИ СГС и ООО “Цельсий Плюс” был заключен договор аренды недвижимого имущества №177-13 и в соответствии с пунктом 1.1 договора, с целью эффективного использования коммунального имущества и достижения наивысших результатов хозяйственной деятельности ФКИ СГС передает, а ООО “Цельсий Плюс” принимает в аренду имущество – встроеные нежилищные помещения с антресолью, общей площадью 315,40 кв.м., расположенные по адресу: г. Севастополь, ул.Леніна, 50, которые находится на балансе коммунального предприятия “Ремонтное эксплуатационное предприятие №17” Севастопольского городского Совета, стоимость которого составляет, согласно независимой оценке состоянием на 31 января 2013 года – 2      139      250,00 грн (без учета НДС).

             25.06.2013 истец направил ответчику письмо за №12, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения заявления ООО “Галс Крым” от 05.03.2013 №04 о передаче в аренду недвижимое имущество, которое находится в коммунальной собственности г. Севастополя (встроеные нежилищные помещения по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50), поскольку установлен законодательством срок для ее рассмотрения закончился или направить в адрес истца подписанный договор аренды, который добавлялся к заявлению от 05.03.2013 №04.

             08.07.2013 ФКИ СГС направил в адрес истца письмо за №01-15/1939, в котором предложил истцу принять участие в конкурсе и отметил, что заявление истца подано не в соответствии с “Порядком проведения конкурса относительно определения арендатора коммунального имущества”, утвержденным решением Севастопольского городского совета № 3677 от 12.09.2012.

            О результатах рассмотрения заявления от 05.03.2013 №04 ответчик истцу не сообщил, также в адрес истца ответчиком не был послан официальный отказ на заявления от 05.03.2013 №04 о передаче в аренду недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности г. Севастополя (встроеные нежилые помещения по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50).

            Истец считает, что ответчик неправомерно не предоставил ответ на заявление истца от 05.03.2013 №04, объявил и провел конкурс по аренде встроенных нежилищных помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, по результатам которого заключил договор аренды недвижимого имущества от 16.08.2013 №177-13 с ООО “Цельсий Плюс”.

            Вышеупомянутые обстоятельства и стали основанием обращения истца в суд с этим иском.

            Рассмотрение дела в соответствии с нормами статьи 9 Федерального конституционного закона вот 21.03.2014 №        6-ФКЗ  "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

            В связи с тем, что нормы Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №        6-ФКЗ не имеют обратного действия, то на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения.      

            Таким образом, применению подлежат нормы процессуального законодательства, которые установлены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а нормы материального права будут применяться, с учетом времени возникновения правоотношений, в том числе спорных. При этом, нормы материального права украинского законодательства будут применяться с учетом отсутствия противоречий их  нормам российского законодательства.   

            Организационные и имущественные отношения, связанные с передачей в аренду имущества, которое находится в коммунальной собственности регулируются Законом Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 10.04.1992 № 2269-ХІІ (в редакции действующей на время совершения правоотношений).    

            В соответствии со ст. 2 Закона Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества”      арендой есть основанная в договоре сроковое платное пользование имуществом, необходимое арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Государственную политику в сфере аренды осуществляют органы местного самоуправления - относительно имущества, которое находится в коммунальной собственности.

            Согласно       ст. 3 Закона Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества” отношения относительно аренды имущества, которое находится в коммунальной собственности, регулируются договором аренды, данным Законом № 2269-ХІІ и другими нормативно правовыми актами.

            Статьей 5 указанного Закона определенно, что арендодателями являются органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом, их целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого имущества, которое соответственно принадлежит Автономной республике Крым или находится                         в коммунальной собственности.

            Порядок заключения договоров аренды государственного и коммунального имущества закреплен в Законе Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества"          .

            Пункт 4 статьи 7 Закона № 2269-ХІІ предусматривает обязанность органа местного самоуправления формировать ежегодно, на основании информации органов, уполномоченных управлять соответствующим имуществом, перечни недвижимого коммунального имущества, которое может быть передано в аренду и обнародовано в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте арендодателя.

            Согласно абзаца 4 части четвертой ст. 9 Закона № 2269-ХІІ, в случае  поступления  заявления об аренде имущества на короткий срок (не больше пяти дней и без права продолжения срока действия договора аренды) или заявления от бюджетного учреждения,  музея,  предприятия или общественной организации в сфере культуры и искусств (в том числе национального творческого  союза  или его члена под творческие мастерские), религиозной  организации  для  обеспечения проведения религиозных обрядов и церемоний, общественной организации  ветеранов или инвалидов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, государственных и коммунальных специализированных предприятий, учреждений и заведений социального  обслуживания,  которые предоставляют  социальные  услуги  в соответствии с  Законом  Украины  "О социальных услугах",  Пенсионного фонда Украины  и  его органов,  государственных  издательств и предприятий распространения объявления о намерении передать  имущество  в  аренду  не  размещается  и   договор   аренды заключается  с  таким  заявителем без проведения конкурса.

            В соответствии с абзацем вторым пункта 5 Порядок проведения конкурса относительно определения арендатора коммунального имущества, утвержденному решением Севастопольского городского совета № 3677 от 12.09.2012, конкурс не проводится, если после  его объявления поступила заявка от бюджетного учреждения или других заявителей, так как действующим законодательством предоставлено право на заключение договоров аренды без проведения конкурса.

            В материалах дела было установлено, что ответчик ссылаясь на то, что заявление истца не может рассматриваться как заявление на аренду помещения для размещения музея, поскольку  общество с ограниченной ответственностью “Галс Крым” создан с целью получения прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно справкой из единственного государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕДРПОУ) АА№620823, которая выдана ООО “Галс Крым”, где отмечено вид деятельности истца. А также в пункте 3.2. устава ООО “Галс Крым” предметом деятельности истца отмечено, в частности, деятельность музеев и охрана исторических зданий.

            Из материалов дела усматривается, что ООО “Галс Крым”  занимается музейной деятельностью, в подтверждение тому в материалах дела имеется:

- акт о передаче зоологической коллекции морских животных Севастопольского морского Аквариума-музею от 01.07.2012;

- акт о передаче музейных экспонатов Севастопольского морского Аквариума-музею от 01.07.2012;

- письмо заместителя директору Института биологии Южных морей им. О.О.Ковалевского  от 06.03.2013 № 115/1-7/2013;

- договор аренды оборудования от 01.07.2012, заключенный между ООО “Торговый Дом “Гесс и Ко” и ООО “Галс Крым”.

            На основании вышеупомянутого, заявление истца должно было быть рассмотренно ответчиком именно как заявка на аренду помещения для размещения музея в соответствии с абзацем 4 части четвертой ст. 9 Закона № 2269-ХІІ.

            Коллегией судей не может быть принято во внимание письмо ответчика от 14.03.2013 №01-15/813 как надлежащее доказательство сообщения истца о результатах рассмотрения заявления, поскольку  ответчиком не предоставлено доказательств направления указанного письма истцу, а истец отрицает получение этого письма. Также в письме ответчика от 08.07.2013 №01-15/1939 не отмечено, что им уже предоставлялся ответ на заявление истца.

            Таким образом, в соответствии с нормами Закона № 2269-ХІІ, ответчик не рассмотрел заявление истца и не предоставил ему мотивированный ответ в сроки, установленные действующим законодательством Украины.

            Согласно ч. 6 ст. 9 Закона № 2269-ХІІ, порядок проведения конкурса определяется органами местного самоуправления для объектов, которые находятся в коммунальной собственности.

            В соответствии с ч. 6 ст. 9      Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества"       решением Севастопольского городского совета № 3677 от 12.09.2012 были утверждены "Положение       о порядке передачи в аренду имущества, которое является собственностью территориального общества г. Севастополя" и “Порядок проведения конкурса относительно определения арендатора коммунального имущества”.

            Согласно абзаца второго пункта 6  Порядка проведения конкурса, одновременно с объявлением конкурса всем лицам, которые подали заявления на аренду помещения к объявлению конкурса, Фондом коммунального имущества СГС в письменном виде сообщается об объявлении конкурса и необходимость предоставления заявления на участие в конкурсе, которое б отвечало условиям конкурса.   

            Как отмечалось выше, в газете “Севастопольские известия” от 22.06.2013 №48 и на сайте ФКИ СГС ответчиком было размещено объявление о проведении конкурса на право аренды объектов коммунальной собственности, в частности, по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, площадью 315,4 кв.м., которым определенно конечный срок представления заявлений, предложений участников конкурса - 15 дней с момента публикации объявления, и перечень документов, которые должны быть предоставленные для принятия участия в конкурсе. 22.06.2013 ответчик был обязан послать истцу письменное сообщение об объявлении конкурса в соответствии с положениями пункта 6  Порядка проведения конкурса, что им не было сделано.

             01.07.2013 ответчик написал истцу письменное сообщение за №01-15/1832 об объявлении конкурса, но доказательств направления в адрес истца указанного письма суду не предоставил, также ответчик не сообщил истцу в указанном письме о неполноте пакета документов и не заявил о необходимости их предоставления.

            На основании изложенного, судом установлено, что в соответствии с нормами Закона № 2269-ХІІ, ответчик был обязан сначала рассмотреть заявление истца и предоставить ему мотивированный ответ в сроки, установленные действующим законодательством Украины, а затем в случае наличия оснований для мотивированного отказа истцу в заключении договора аренды помещения для размещения музея, объявлять конкурс  на право аренды объектов коммунальной собственности, а именно: встроенных нежилищных помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50.

            Поскольку, в нарушение приведенных предписаний, ответчиком не предоставлено доказательств того, что им в соответствии с требованиями абзаца 4 части четвертой         ст. 9 Закона № 2269-ХІІ  было рассмотрено заявление истца в установленном данным Законом порядке и сроке, коллегия судей соглашается с судом первой инстанции, что исковые требования в части признания недействительным пункта 3.1 приказа Фонда коммунального имущества Севастопольской городского Совета от 08.04.2013 №01-03/160 о заключении договоров аренды и объявления конкурса на право аренды; разделу 7 протокола заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества от 17.06.2013 №4(3)-13; пункта 1.2. протокола заседания конкурсной комиссии по аренде коммунального имущества от 17.07.2013 №5(4)-13 является обоснованным, и такими что подлежит удовлетворению.

            Относительно обязательства ответчика заключить договор аренды встроенных нежилищных помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, с ООО “Галс Крым” на условиях приложенного к иску проекта договора, коллегия судей обращает внимание на следующее.

            Признания сделок недействительными осуществляется на основании статей 203, 215 Гражданского кодекса Украины и статьи 207 Хозяйственного кодекса Украины.

            Частью первой статьи 215 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, основание недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, которые установлены частями первой, - третьей, пятой и шестой статьи 203 этого Кодекса.

            Согласно части первой статьи 207 Хозяйственного кодекса Украины обязательство, которое не отвечает требованиям закона, или совершенно с целью, которое заведомо противоречит интересам государства и общества, или заключено участниками хозяйственных отношений с нарушением хотя бы одной из них хозяйственной компетенции (специальной правосубъектности), может быть по требованию одной из сторон, или соответствующего органа государственной власти признано судом недействительным полностью или в части.

            Правовые последствия признания сделки недействительной установлены в статье 216 Гражданского кодекса Украины.

            В соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Украины изменение или расторжение договора допускается лишь при согласии сторон, если другое не установлено договором или законом.

            Поскольку договор заключен между ФКИ СГС и ООО “Цельсий Плюс” аренды недвижимого имущества от 16.08.2013 №177-13, а именно встроенных нежилищных помещений по адресу: г. Севастополь, ул.Ленина, 50, в судебном порядке не обжаловался, отмеченный договор действует, а потому коллегия судей соглашается с судом первой инстанции относительно того, что отсутствуют правовые основания относительно обязательства ответчика заключить договор аренды с ООО “Галс Крым”.

            Таким образом, хозяйственный суд города Севастополя полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

            Руководствуясь статьями 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

             1. Апелляционную жалобу Фонда коммунального имущества Севастопольского городского совета оставить без удовлетворения.

             2. Решение хозяйственного суда города Севастополя от 21.03.14 года по делу №919/859/13 оставит без изменения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

                                                          

Председательствующий                                                   В.И. Гонтарь

Судьи                                                                                    К.В. Волков

                                                                                              Е.Г. Балюкова