Постановление по делу № 901/4112/13

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

город Севастополь

 26.06.2014

Дело № 901/4112/13

Резолютивная часть постановления объявлена  19.06.14

Постановление изготовлено в полном объеме  26.06.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                       Сикорской Н.И.,

судей                                                                        Воронцовой Н.В.,

                                                                                  Дмитриева В.Е.,

при ведении протокола секретарем                  Зацепилиной Е.В.

при участии представителей сторон:

прокурор, не явился, прокуратура г. Феодосии;

представитель истца, не явился, Феодосийский городской совет;

ответчик, не явился, физическое лицо-предприниматель Бесараб Александр Иванович;

представитель ответчика (Физического лица-предпринимателя Бесараб Александр Иванович), Иванов Дмитрий Иванович, доверенность №  133  от 08.02.13, личность удостоверена паспортом гражданина Украины серия АР № 268546 от 070401;

рассмотрев апелляционную жалобу Физического лица - предпринимателя Бесараба Александра Ивановича на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25 февраля 2014 года        по делу №901/4112/13 (судья  Куртлушаев М.И.)

по иску Заместителя прокурора г. Феодосии в интересах государства в лице Феодосийского городского совета

к  Физическому лицу-предпринимателю Бесарабу Александру Ивановичу (ул. Астана Кесаева, д.4, кв.74,Севастополь,299038)

об изменении условий договора аренды земли

УСТАНОВИЛ:

11.12.2013 заместитель прокурора г. Феодосии в интересах государства в лице Феодосийского городского совета обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском к физическому лицу - предпринимателю Бесарабу Александру Ивановичу (далее –ФЛП Бесараб) об изменении условий договора аренды земли.

Исковые требования мотивированы тем, что между сторонами не достигнуто соглашение об изменении условий договора аренды земли от 29.09.2008г. Необходимость внесения изменений в договор аренды земли обусловлена  изменением нормативной денежной оценки арендованного земельного участка на основании решения Феодосийского городского совета №1698 от 29.08.2008 и № 1842 от 28.11.2008, п. 4 ст. 288 Налогового кодекса Украины.

В соответствии с заявлением  прокурора от 25.02.2014 года, принимавшего участие в деле,  об изменении исковых требований, прокурор просил не вносить изменения в п.13 абзац 2 договора аренды.

Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25 февраля 2014 года,       заявление прокурора об изменении исковых требований от 25.02.2014 года принято к рассмотрению, отказано в ходатайстве о прекращении производства по делу,  исковые требования Заместителя прокурора г. Феодосии в интересах государства в лице Феодосийского городского совета удовлетворены.

Изменены условия договора аренды земельного участка от 29.06.2004г., заключенного между Феодосийским городским советом и физическим лицом - предпринимателем Бесарабом Александром Ивановичем, зарегистрированного в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли за № 000401900803 от 30.09.2004 г., изложив пункты договора в следующей редакции:

“Пункт 1. На основании решения 27 сессии 24 созыва Феодосийского городского совета от 28.05.2004 г. № 1482, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает, в срочное платное пользование земельный участок, по адресу: г. Феодосия, ул. Еременко, 24Б, экономико - планировочная зона № 14, кадастровый номер - 01116000 00 0011 0077”.

“Пункт 5. Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 15 175 495,89 гривен”.

“Пункт 9. Арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором в денежной форме с указанием 3 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 455 264,88 грн. (Четыреста пятьдесят пять тысяч двести шестьдесят четыре гривны 88 коп.) в год”.

Взыскано с физического лица- предпринимателя Бесараба Александра Ивановича в доход Государственного бюджета Украины судебный сбор в размере 1 147,00 грн.

Не согласившись с принятым решением, 12 марта 2014 года ФЛП Бесараб А.И. обратился в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводи апелляционной жалобы обоснованы тем, что истцом не был соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, а также тем, что суд первой инстанции, применяя к спорным правоотношениям Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” №309-VI от 03.06.2008, ст. 632 Гражданского кодекса Украины дал неправильную правовую квалификацию фактическим взаимоотношениям сторон.

По мнению заявителя,  нормативно- денежная оценка земельного участка не относится к существенным условиям договора, а ее установление или изменение не приведет к пересмотру условий договора аренды, перечисленных в ч. 1 ст. 15 Закона Украины “Об аренде земли”, в том числе арендной платы.

 Ссылаясь на нарушение норм процессуального права, заявитель указывает на несоответствие кадастрового номера земельного участка, указанного в исковых требованиях,   а также в п. 4 резолютивной части решения суда первой инстанции (011160000000110077), кадастровому номеру арендованного земельного участка (01116      00000000110077), что по мнению  заявителя, препятствует пересмотру условий договора аренды.

Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 15 мая 2014 года апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции в порядке ст. 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным Законом от 21 марта 2014 года №36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицировано Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.

20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации принят, а 21 марта 2014 года и Советом Федерации, одобрен Федеральный Конституционный Закон №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Частью  5 статьи 9 Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ предусмотрено, что до создания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Лица, замещающие должности судей этих судов, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности на указанных территориях судов Российской Федерации при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.

Дальнейшее рассмотрение дела осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с учётом положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ " О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Феодосийский городской совет,  прокуратура  г. Феодосия согласно статьям 121, 186 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания  уведомлены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 15.05.2014г.

Статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

            Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, а также отсутствие ходатайств об отложении слушания дела, рассмотрении жалобы без их участия, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителей сторон, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на апелляционную жалобу Феодосийский городской совет просит апелляционную жалобу ФЛП Бесараба А.И. оставить без удовлетворения, решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25.02.2014г. без изменений.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25.02.2014г. отменить, в иске отказать.

   Проверка обжалуемого решения в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" проводится арбитражным судом лишь в оспариваемой части.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

На основании решения 27 сессии 24 созыва Феодосийского городского совета от 28.05.2004 №1482 ФЛП Бесараб А.И. был предоставлен в аренду земельный участок для обслуживания производственно-складских помещений, площадью - 1,0480 га, расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, г. Феодосия, ул. Еременко, 24 Б, зона "Юго-Западная" оценочный район № 77, кадастровый номер - 01116 000 0000110077. ( л.д. 55)

 В дальнейшем, 29.06.2004 между Феодосийским городским советом (арендодатель) и ФЛП Бесараб А.И. (арендатор) был заключен договор аренды земли (далее Договор), регистрационный №000401900803 от 30.09.2004 сроком до 28.05.2014. ( л.д.15-17)

В соответствии с пунктом 5 настоящего Договора нормативная денежная оценка земельного участка по состоянию на момент заключения договора аренды земли составляла 3 039 392,00грн.

Данная нормативно – денежная оценка земель г. Феодосия утверждена решением Феодосийского городского совета №136 от 16.10.1998 ( л.д. 23)

В пункте 9 Договора сторонами согласована арендная плата, которая вносится арендатором в денежной форме в размере 30 399,82 грн., ПДВ 20% грн. в год.

Пунктом 13 Договора предусмотрено, что размер арендной платы  пересматривается ежегодно в случае:

-изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором;

-изменения размеров земельного налога, в том числе вследствие инфляции;

- ухудшение состояния арендованного земельного участка не по вине Арендатора, что подтверждено документами;

-в других случаях, предусмотренных законом.

При этом, согласно пункту 34 Договора, изменение его условий осуществляется в письменной форме по взаимному согласию сторон. В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора, спор решается в судебном порядке.

Решением Феодосийского городского совета “Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Феодосия" от 29.08.2008 №1698 утверждена техническая документация о нормативно – денежной оценке земель г. Феодосия”, согласно которого с 01.01.2009 г.  введена в действие  новая нормативно денежная оценка земель г. Феодосия. ( л.д. 21)

Пунктом 4.1 данного решения указано на необходимость  заключения дополнительных соглашений к договорам аренды земли с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.

Согласно "Технической документации по нормативной денежной оценке земель г. Феодосии", утвержденной решением 37 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета от 29.08.2008 № 1698, с 01.01.2009 вместо "зон" применяются "экономико-планировочные зоны".

В соответствии с выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земель г.Феодосии на 2013 г. №1707/06-03Ф от 10.09.2013 земельный участок, предоставленный в пользование СПД Бесараб А.И., по новой нормативно – денежной оценке находится в экономико – планировочной зоне №14. (л.д. 20)

Решением 41 сессии Феодосийского городского совета 5 созыва от 28.11.2008 № 1842 "О введении ставок арендной платы за землю" также установлен размер годовой арендной платы за земельные участки, согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - для других видов использования, равной 3 процентам нормативной денежной оценки. (л.д. 22)

В соответствии с требованиями Закона Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” от 11.09.2003 №1160 вышеуказанные решения Феодосийского городского совета опубликованы в  средствах массовой информации, тем, самым доведены до сведения арендатора.

С целью приведения Договора в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь ст. 188 Хозяйственного кодекса Украины, истцом в адрес ФЛП Бесараб А.И. был направлен проект дополнительного соглашения от 18.01.2013 к договору аренды земли от 29.09.2004 в следующей редакции:

"1. П. 1 – слова "зона "Северо-Западная" № 77" читать: "с 01.01.2009 г. экономико-планировочная зона № 14 ".

2. П. 5 - читать в следующей редакции: "Нормативная денежная оценка земельного участка составляет:

с 01.01.2008 по 31.12.2008 - 3234480,05 гривен,

с 01.01.2009 по 31.12.2009 - 14330024,45 гривен,

с 01.01.2010 по 31.12.2010 - 15175495,89 гривен,

с 01.01.2011 по 31.12.2011 - 15175495,89 гривен,

с 01.01.2012 по 31.12.2012 - 15175495,89 гривен,

01.01.2013 - 15175495,89 гривен ".

3. П. 9 - читать в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором, начиная с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (включительно), в денежной форме с указанием 4 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 129379,20 грн. в год,

с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. (включительно), в денежной форме с указанием 3 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 429900,73 грн. в год,

с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. (включительно), в денежной форме с указанием 3 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 455264,88 грн. в год,

с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (включительно), в денежной форме с указанием 4 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 455264,88 грн. в год,

с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. (включительно), в денежной форме с указанием 4 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 455264,88 грн. в год,

01.01.2013 в денежной форме с указанием 4 процентов нормативной денежной оценки земельного участка и размером 455264,88 грн. в год."

4. П. 10 - читать в следующей редакции: "Исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством".

5. П. 13 абзац 2 - читать в следующей редакции: "изменения размеров земельного налога, повышения цен тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством, введение в действие новой нормативной денежной оценки земель г. Феодосии".

6. П. 34 - читать в следующей редакции: "Изменение условий договора осуществляется в письменной форме по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью основного договора. В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора спор решается в судебном порядке.

Сторона договора, которая считает необходимым изменить или расторгнуть договор, должна направить предложение об этом второй стороне по договору.

Сторона договора, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, в двадцатидневный срок после получения предложения сообщает второй стороне о результатах ее рассмотрения.

В случае если стороны не достигли соглашения относительно изменения (расторжения) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение суда. Если судебным решением договор изменен или расторгнут, договор считается измененным или расторгнутым со дня вступления в силу данного решения, если иной срок вступления в силу не установлен по решению суда".

7. Дополнить п. 44 в следующей редакции: "Право аренды земельного участка может отчуждаться, в том числе продаваться на земельных торгах, а также передаваться в залог, наследство, вноситься в уставный фонд собственником земельного участка, кроме случаев, определенных законом".

8. Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора аренды земли от 30.09.2004, зарегистрированного за № 000401900803.

Данное соглашение ответчиком подписано не было, что послужило основанием для обращения с иском в суд для разрешения спора в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции  указал, что заключенный между сторонами договор аренды земли предусматривает возможность увеличения размера арендной платы,  арендная плата на земельные участки государственной и коммунальной собственности  является регулируемой ценой, в связи с чем, законодательное изменение предельного размера этой платы является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной договором аренды от 29.06.2004г. 

Применяя к спорным правоотношениям предписания ст. 288 Налогового кодекса Украины, ст.ст. 632,652 Гражданского кодекса Украины, ст.ст.15, 21,30 Закона Украины "Об аренде земли", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для внесения изменений в договор аренды в редакции истца.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Севастопольский апелляционный хозяйственный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 14  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора применяет нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения.

Кроме того, в соответствии с ч. 1, 2  ст. 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности, арендодателем - в договоре аренды.

Спорные правоотношения сторон возникли в связи с внесением изменений в договор аренды земли, арендодателем по которому, на момент заключения договора, являлся Феодосийский городской совет, Автономной Республики Крым, Украина.

Таким образом, данные правоотношения подпадают под правовое регулирование, как общих норм Гражданского кодекса Украины, так и специальных норм Земельного кодекса Украины, Налогового кодекса Украины и Закона Украины "Об аренде земли".

В соответствии с ч. 1,2 ст. 651, ч. 1 ст. 652 Гражданского кодекса Украины изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом.  Договор может быть изменён или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом, а  так же в случае существенных изменений обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора.

Согласно ч.1 ст. 15 ЗУ "Об аренде земли", существенными условиями договора аренды земли являются:

объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка); срок действия договора аренды;

арендная плата с указанием ее размера, индексации,

форма платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату;

условия использования и целевое назначение земельного участка, который передается в аренду;

условия сохранения состояния объекта аренды;

условия и сроки передачи земельного участка арендатору;

условия возврата земельного участка арендодателю; существующие ограничения (обременения) по использованию земельного участка;

определение стороны, которая несет риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части;

ответственность сторон;

условия передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды земельного участка.

По соглашению сторон в договоре аренды земли могут указываться другие условия, в частности качественное состояние земельных угодий, порядок выполнения обязательств сторон, порядок страхования объекта аренды, порядок возмещения расходов на осуществление мероприятий по охране и улучшение объекта аренды, проведение мелиоративных работ, а также обстоятельства, которые могут повлиять на изменение или прекращение действия договора аренды и т.д. (ч. 3 ст. 15 Закона Украины “ Об аренде земли”).

Статьей 30 Закона Украины "Об аренде земли" предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.

Итак, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом.

Статьей 1 Закона Украины "Об оценке земель" установлено, что нормативная денежная оценка земельных участков - капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Украины "Об оценке земель" нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Частью 2 ст. 18 Закона Украины “Об оценке земель” от 11.12.2003 №1378-IV (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков проводится:

расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет;

расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7-10 лет.

Согласно ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23  Закона Украины  “Об оценке земель” по результатам нормативной  денежной оценки земельных участков составляется техническая документация. Техническая документация нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.

Таким образом, утверждение новой нормативной денежной оценки земель решением Феодосийского городского совета от 29.08.2008 №1698 урегулировано на законодательном уровне.

Согласно части первой статьи 93 Земельного кодекса Украины и статьи 1 Закона Украины "Об аренде земли" право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Статей 13 Закона Украины "Об аренде земли" определено, что договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства.

В соответствии с требованиями ч. 1,2 ст. 632 Гражданского кодекса Украины цена в договоре устанавливается по соглашению сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается лишь в случаях и на условиях, установленных договором или законом.

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” № 309-VI от 03.06.2008 в Закон Украины “Об аренде земли” были внесены изменения, в частности, ч. ч. 4 и 5 ст. 21 изложены в следующей редакции: “Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины “О плате за землю”; для других категорий земель трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины “О плате за землю”. Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки. При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы, чем указанный в этой части”.

В связи с введением в действие Налогового кодекса Украины с 01.01.2011 Закон Украины "О плате за землю" утратил силу. Вопрос уплаты налога на землю и оплаты арендной платы за пользование земельным участком с 01.01.2011 регулируется исключительно Налоговым кодексом Украины.

 В соответствии с требованиями ст. 287 Налогового кодекса Украины собственник земли и землепользователь вносят плату за землю с дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Статьей 21 Закона Украины "Об аренде земли" установлено, что арендная плата за землю это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды, кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Разделом XIII Налогового кодекса Украины.

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.
Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХIII Налогового кодекса Украины; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом, а также не может превышать для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), - 3 процента нормативной денежной оценки; для других земельных участков, предоставленных в аренду, - 12 процентов нормативной денежной оценки (ст.ст. 288.5-288.5.2 раздела ХIII Налогового кодекса Украины).

Частью 4 статьи 11 Гражданского кодекса Украины установлено, что  гражданские права и обязанности возникают непосредственно из актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления.

Согласно статье 144 Конституции Украины органы местного самоуправления в пределах полномочий определенных законом, принимают решения, которые являются  обязательными к исполнению на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 73 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории. Местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, а также граждане несут установленную законом ответственность перед органами местного самоуправления за причиненный местному самоуправлению вред их действиями или бездействием, а также в результате невыполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах предоставленных им полномочий.

Так, решением Феодосийского городского совета №1842 от 28.11.2008 “О введении ставок арендной платы за землю” установлен размер годовой арендной платы для других категорий земель, равной 3 процентам от их нормативной денежной оценки. 

Изменение размера арендной платы также предусмотрено п.13 Договора.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой и может быть пересмотрена, после заключения договора аренды земли, является законным и обоснованным. 

В соответствии с подпунктом 9.1.10 пункта 9.1 статьи 9 и подпункта 14.147 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является общегосударственным налогом.

Вместе с тем, коллегия судей обращает внимание на следующее.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от  11.04.2014 №2010-6/14  утверждено “Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходной период” (далее – Положение).

Пунктом 1 указанного Положения предусмотрено, что в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ “О принятии в  Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя” до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также  отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 17 марта 2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии с пунктом 21 Положения Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной полшины, применяется на территории Республики Крым в отношении:

юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;

филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым, - со дня внесения сведений об их создании в Единый государственный реестр юридических лиц;

иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым после 18 марта 2014,- со дня создания обособленного подразделения.

Земельный налог уплачивается лицами, указанными в абзацах втором- четвертом настоящего пункта, в соответствии с Налоговым кодексом Украины.

Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1752-6/14 “О функционировании бюджетной системы на территории Республики Крым.

С учетом изложенного, налоговые обязательства юридических лиц и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым до конца 2014 года регламентируются Налоговым кодексом Украины, в редакции закона по состоянию на 17 марта 2014 года.

Учитывая вышеизложенное, к данным правоотношения подлежат применению нормы   Налогового кодекса Украины, в редакции закона, которая действовала до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ “О принятии в  Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя”.

Доводы апелляционной жалобы о не соблюдении истцом  досудебного порядка изменения хозяйственного договора, коллегия судей считает несостоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 30 Закона Украины “Об аренде земли” изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному соглашению сторон.   В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.

Также, пунктом 12 Договора предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли возможно по взаимному согласию сторон, а в случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды спор решается в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика  был направлен проект дополнительного соглашения от 18.01.2013г. о внесении изменений в договор аренды земли от 29.09.2008г., от подписания которого ответчик отказался.

  Поскольку согласие относительно изменения условий договора аренды земли не достигнуто, между сторонами существует спор, который подлежит разрешению в судебном порядке.

Статьей 188 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускаются, если иное не предусмотрено законом или договором. Сторона договора, которая считает необходимым изменить или расторгнуть договор, должна направить предложение об этом второй стороне по договору. Сторона договора, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, в двадцатидневный срок после получения предложения извещает вторую сторону о результатах ее рассмотрения. В случае если стороны не достигли согласия относительно изменения (расторжения) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение суда.

Вместе с тем, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины в п. 2.19 постановления №6 от 17.05.2011г. “О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений” разъяснил, что в случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке. Поскольку арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой цене, то законодательное изменение предельного размера этой платы может быть основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора. При этом направления ответчику предложений по внесению изменений в договор аренды является правом, а не обязанностью истца, поэтому несоблюдение последним требований части второй статьи 188 ГК Украины о передаче другой стороне предложений об изменении условий договора не лишает его права обратиться в хозяйственный суд с иском об изменении условий договора.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного суда Украины от 20.11.2012 по делу № 28/5005/640/2012 со ссылкой на решение Конституционного Суда Украины от 9 июля 2002 года № 15-рп/2002 (дело о досудебном урегулировании споров).

Следовательно, несоблюдение или соблюдение истцом порядка досудебного урегулирования спора на момент подачи данного искового заявления по правилам, предусмотренным Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, не может влиять на решение спора по существу, в связи с чем, указанные доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права являются не состоятельными, исходя из следующего.   

Основанием для отмены решение суда первой инстанции, по мнению заявителя, является неправильное указание в просительной части искового заявления, а также резолютивной части оспариваемого решения кадастрового номера арендованного земельного участка, что технически делает невозможным пересмотр условий договора.

При этом, заявитель апелляционной жалобы ссылается на решение Феодосийского городского совета №1482 от 28.05.2004 г. “О предоставлении земельного участка гражданину Украины - физическому лицу – предпринимателю Бесарабу А.И.”, в соответствии с которым ему в аренду был передан земельный участок площадью 1,0408 га, расположенный по адресу :г. Феодосия, ул. Еременко,24Б, кадастровый номер 0111600000000110077. 

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права может влечь за собой отмену или изменение судебного решения в двух случаях. Во-первых, если есть безусловные основания для отмены судебного решения первой инстанции, исчерпывающе перечисленные в ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то решение по делу отменяется независимо от того, привело ли такое нарушение норм процессуального права к вынесению незаконного решения. Именно по этой причине такие основания для отмены решения суда первой инстанции называются безусловными. Во-вторых, нарушение норм процессуального права (кроме тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 270 АПК РФ) может быть основанием для отмены судебного решения при условии, что это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Неправильное указание кадастрового номера земельного участка, по мнению коллегии судей,  не является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку описки, опечатки и арифметические ошибки, в том числе технические ошибки, допущенные в решение суда, могут быть устранены судом, принявшим решение, по заявлению стороны, участвующей в деле в порядке ч.3 ст.179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора аренды земли по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой, суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для пересмотра в судебном порядке размера арендной платы, установленной условиями договора аренды земли, в связи с чем, апелляционная жалоба ФЛП Басараба А.И. не подлежит удовлетворению.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Физического лица - предпринимателя Бесараба Александра Ивановича оставить без удовлетворения, решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25 февраля 2014 года        по делу № 901/4112/13 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.

                                              

Председательствующий                                                   Н.И. Сикорская

Судьи                                                                                   Н.В. Воронцова

                                                                                              В.Е. Дмитриев