Постановление по делу № 5002-28/3259-2011

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

 29.07.2014

Дело № 5002-28/3259-2011

Резолютивная часть постановления объявлена  22.07.14

Постановление изготовлено в полном объеме  29.07.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                      Заплавы Л.Н.,

судей                                                                        Сикорской Н.И.,

                                                                                  Евдокимова И.В.,

при ведении протокола секретарем  Поповой Н.А.

при участии:

прокурора, не явился, прокурор прокуратуры города Севастополя;

от истца, не явился, Фонд государственного имущества Украины;

от ответчика, не явился, исполнительный комитет Гаспринского поселкового совета;

от ответчика, не явился, общество с ограниченной ответственностью "Росичи";

от ответчика, не явился, частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница";

от третьего лица, не явился, Федерация независимых профсоюзов Украины;

от третьего лица, не явился, комунальное предприятие "Ялтинское бюро регистрации технической инвентаризации";

рассмотрев апелляционную жалобу частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Лукачов С.О.) от 05 сентября 2011 года по делу № 5002-28/3259-2011

по иску заместителя прокурора Автономной Республики Крым в интересах государства в лице Фонда государственного имущества Украины

к исполнительному комитету Гаспринского поселкового совета

обществу с ограниченной ответственностью "Росичи"

частному акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"

третьи лица:Федерация независимых профсоюзов Украины

коммунальное предприятие "Ялтинское бюро регистрации и технической инвентаризации"

о признании недействительными решения и договора аренды и побуждение к возврату имущества

           УСТАНОВИЛ:

            Заместитель прокурора АР Крым обратился в хозяйственный суд АР Крым в интересах государства в лице Фонда государственного имущества Украины с иском к исполнительному комитету Гаспринского поселкового совета, обществу с ограниченной ответственностью “Росичи” и закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” о признании недействительными решения исполкома Гаспринского поселкового совета № 65 от           26 февраля 2010 года, договора аренды здания спального корпуса № 4 санатория “Украина” заключенного 15 июня 2010 года между закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и обществом с ограниченной ответственностью “Росичи”, а также о возврате арендуемого имущества Фонду государственного имущества Украины.

Заявлением от 16 августа 2011 года истец изменил предмет иска, дополнив его требованиями о признании права собственности на здание спального корпуса №4 санатория “Украина” за государством в лице Фонда государственного имущества Украины.

Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 5 сентября 2011 года признано право собственности за государством в лице Фонда государственного имущества Украины (01133, г. Киев, ул. Кутузова, 18/9) на недвижимое имущество - здание спального корпуса № 4 санатория “Украина”, расположенное по адресу: АР Крым, г. Ялта, с. Гаспра, Алупкинское шоссе, 15.

Признано недействительным решение исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета № 65 от 26 февраля 2010 года, которым за дочерним предприятием “Санаторий “Украина” ЗАО ЛОУП Украины “Укрпрофздравница” зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: АР Крым, г. Ялта , с. Гаспра, Алупкинское шоссе, 15.

В части исковых требований о признании недействительным договора аренды спального корпуса № 4, заключенного 15 июня 2010 года между ЗАО ЛОУП Украины “Укрпрофздравница” и ООО “Росичи”, а также о возврате Фонду государственного имущества Украины имущества, полученного по договору аренды, а именно: здания спального корпуса № 4 площадью 1618,2 кв.м., расположенного по адресу: АР Крым, г. Ялта, с. Гаспра, Алупкинское шоссе, 15, стоимостью 2008 тыс. грн. - иск оставлен без рассмотрения.

Решение мотивировано тем, что имущество, переданное в Уставной фонд закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” является государственной собственностью. Отчуждение государственного имущества путем внесения его Федерацией независимых профсоюзов Украины в Уставный фонд ЗАО ЛОУП Украины “Укрпрофздравница” состоялось вопреки воле собственника - государства Украина, в лице Фонда государственного имущества Украины, а также с нарушением норм действующего в то время законодательства.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, частное акционерное общество лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница " обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 5 сентября 2011 отменить , принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

            В обоснование своей жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что хозяйственный суд пришел к ошибочному выводу о том, что санаторно-курортные учреждения, переданные в ведение профсоюзов по Постановлению Совета Министров УРСР № 606 от 23 апреля 1960 года, являются государственной собственностью.

            Судом ошибочно установлены нарушения прав Фонда государственного имущества Украины, так как на момент создания акционерного общества “Укрпрофздравница” и передачи имущества в его уставной фонд Фонда государственного имущества Украины не существовало.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от  17 октября 2011 года апелляционная жалоба принята к производству. В составе судей : председательствующий по делу Антонова И.В., судьи Котлярова Е.Л., Маслова З.Д.

             15 ноября 2011 года на основании распоряжения  исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Котлярова Е.Л., заменена на судью Евдокимова И.В.

             27 декабря 2011 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Евдокимов И.В., заменен на судью Котлярову Е.Л.

             29 апреля 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Маслова З.Д. заменена на судью Сикорскую Н.И.

             28 мая 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Котлярова Е.Л. заменена на судью Заплаву Л.Н.

             29 июля 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Антонова И.В. заменена на судью Котлярову Е.Л.. Председательствующим по делу назначено судью Заплаву Л.Н.

             24 сентября 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Заплава Л.Н. заменена на судью Градову О.Г. Председательствующим по делу назначено судью Градову О.Г.

             21 ноября 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Сикорская Н.И. заменена на судью Евдокимова И.В.

             02 декабря 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судьи Градова О.Г. и Котлярова Е.Л. заменены на судей Заплаву Л.Н., Антонову И.В. Председательствующим по делу назначено судью Заплаву Л.Н.

             24 декабря 2013 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судья Евдокимов И.В. заменен на судью Фенько Т.П.

             18 февраля 2014 года на основании распоряжения исполняющего обязанности секретаря судебной палаты, судьи Антонова И.В. и Фенько Т.П. заменены на судей Евдокимова И.В., Сикорскую Н.И.

Пунктом 8 статьи 9 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года установлено, что апелляционные жалобы, принятые к производству соответствующими апелляционными судами, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

            При этом следует отметить, что правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства Украины, а потому в соответствии со ст. 14  Арбитражного процессуального кодекса РФ  при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции применяет нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В судебное заседание, назначенное на 22 июля 2014 года, представители сторон не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

            Поскольку стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение –изменению.

Из материалов дела следует, что  26 февраля 2010 года исполнительным комитетом Гаспринского поселкового совета было принято решение № 65 “Об ​​оформлении права собственности на нежилые здания Дочернего предприятия“ Санаторий “Украина” ЗАО “Укрпрофздравница” по Алупкинскому шоссе, 15 в пгт. Гаспра", которым оформлено право собственности на нежилые здания по Алупкинскому шоссе, 15 в пгт. Гаспра, в том числе на здание спального корпуса № 4 площадью 1618,2 кв.м, пассажирский лифт площадью 322,5 кв.м и выдано свидетельство о праве собственности Закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”.

Данное решение было принято на основании заявления главного врача санатория “Украина”, в оперативном и хозяйственном ведении которого находятся объекты недвижимого имущества, в том числе здание спального корпуса №4 и пассажирский лифт, расположенные в пгт.Гаспра по Алупкинскому шоссе 15, а также заключения коммунального предприятия Ялтинского городского совета “БТИ”.

Прокурор считает, что данное решение исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета не соответствует требованиям действующего законодательства Украины. Имущество, переданное в уставный фонд ЗАО “Укрпрофздравница”, правопреемником которого является частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница ”, является государственной собственностью, внесение этого имущества в уставной фонд ЗАТ ЛОУПУ “Укрпрофздравница” Федерациею независимых профсоюзов Украины состоялось против воли собственника – государства Украины.

Эти обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.

К предмету доказывания по данному делу относится установление формы собственности имущества переданного в уставной фонд ЗАУ ЛОУПУ “Укрпрофздравница”, так как от этого зависит правомерность принятого решения исполкомом Гаспринского поселкового совета.

Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 23 апреля 1960 N 606 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха Министерства здравоохранения СССР" Министерство здравоохранения СССР обязали передать в срок до 1 мая 1960 Украинскому республиканскому Совету профсоюзов все действующие хозрасчетные санатории (кроме туберкулезных), дома отдыха, санаторные пансионаты, курортные поликлиники, которые находятся в ведении Главного управления курортов, санаториев и домов отдыха Министерства охраны здоровья УССР согласно приложениям NN 1, 2, а также санатории (кроме туберкулезных) и дома отдыха, строящихся для этого Управления. Имущество передавалось профсоюзным организациям  в ведение.

Передачу в ведение профсоюзных органов курортных учреждений, санаториев, домов отдыха и других предприятий и организаций предписано осуществить бесплатно, со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, земельными участками, парками по состоянию на 1 января 1960, а также ассигнованиями на их содержание, планами по труду, фондами персональных надбавок, капиталовложениями, фондами на все виды материалов и лимитами на проектирование по плану на 1960, неиспользованными централизованными средствами курортного сбора и амортизационного фонда и другими средствами по балансу на 1 января 1960 года.

Кроме того, для обеспечения выполнения профсоюзными организациями уставных задач гражданами уплачивались членские взносы, которые предприятия, организации, учреждения, государственные органы обязаны перечислять профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу в соответствии с Кодексом РСФСР о труде. Такие перечисления в размере 0,15 процента от фонда заработной платы рабочих и служащих осуществлялись в соответствии с требованиями постановлений СМ СССР от 15 января 1959 года и 27 августа 1959 года.

Также, санаторно-курортные объекты были построены за счет долевого участия государственных предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств. Указанное строительство осуществлялось на основании соответствующих договоров, которые заключались в соответствии с требованиями утвержденных Секретариатом ВЦСПС от 09 ноября 1984 года № 1-54 “Основных условий заключения договоров на участие министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений и колхозов (советов колхозов) в строительстве и реконструкции здравниц профсоюзов ”.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что санаторно-курортные учреждения, переданные в ведение профсоюзам по Постановлению Совета Министров УССР № 606 от 23 апреля 1960года, являются государственной собственностью.

После распада СССР правопреемником Украинского республиканского Совета профсоюзов стал Совет федерации независимых профсоюзов Украины, правопреемником которого, является Федерация профессиональных союзов Украины.

Решением исполнительного комитета Ленинского районного совета города Киева № 1971 от 23 декабря1991 года зарегистрировано ЗАО “Укрпрофздравница”, которое создано на имуществе учредителей Федерации профессиональных союзов Украины и Фонда социального страхования Украины по временной потере трудоспособности. При этом, вкладом Федерации профессиональных союзов Украины являются основные фонды и оборотные средства санаторно-курортных учреждений, предприятий и организаций профсоюзов общей стоимостью 751 234 350 грн., что составляет 92,92% от размера Уставного фонда.

Следовательно, имущество, переданное в уставной фонд закрытого акционерного общества “Укрпрофздравница”, является государственной собственностью.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украины от 30 августа 1991 года № 1452-XII “О передаче предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории Украины, в собственность государства” и Закону Украины от 10 сентября 1991 года № 1540-XII “О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины” имущество и финансовые ресурсы предприятий, учреждений, организаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на территории Украины, являются государственной собственностью Украины.

С целью сохранения в интересах граждан Украины имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР Верховная Рада Украины постановлением от 10.04.1992р. № 2268-XII “Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины” временно, до определения правопреемников, передала Фонду государственного имущества Украины имущество и финансовые ресурсы расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, находившихся в ведении общественных организаций.

Согласно статьи 1 Временного Положения “О Фонде государственного имущества Украины”, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 07 июля 1992 года, Фонд государственного имущества Украины осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества и выступает арендодателем имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью.

С учетом изложенного, именно Фонд государственного имущества Украины уполномоченный государством осуществлять функции по управлению имуществом общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенным на территории Украины, по распоряжению объектами санаторно-курортных учреждений.

Принадлежность профсоюзов к общесоюзным общественным организациям подтверждается их уставом. Согласно Уставу профсоюзов СССР, утвержденному постановлением XVIII съезда профсоюзов СССР от 01 января 1987 года, профессиональные союзы СССР составляли массовую общественную непартийную организацию, целями деятельности которой, в том числе, было управление социальным страхованием трудящихся, а также управление здравницами, которые находились в их ведении.

Согласно раздела второго Устава, организационная структура профсоюзов строилась по территориальному и отраслевому принципу. В республиках действовали республиканские, краевые, областные советы.

Согласно раздела третьего Устава, высшим органом профессиональных союзов был съезд, а также Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, который действовал в период между съездами.

В соответствии с ч. 1 статьи 21 Гражданского кодекса Украины, суд признает незаконным и отменяет правовой акт индивидуального действия, выданный органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления, если он противоречит актам гражданского законодательства и нарушает гражданские права или интересы.

В разъяснениях Высшего арбитражного суда Украины от 26 января 2000 года, № 02-5/35 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов” указано, что основаниями для признания акта недействительным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и / или определенной законом компетенции органа, издавшего этот акт. Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или организации - истца по делу, а в данном случае - интересов государства.

Согласно ст. 393 ГК Украины, правовой акт органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, который не соответствует закону и нарушает права собственника, по иску собственника имущества признается судом незаконным и отменяется.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом хозяйственного суда АР Крым о том , что имущество переданное в Уставный фонд ЗАО ЛОУПУ “Укрпрофздравница” является государственной собственностью и внесение его Федерацией независимых профсоюзов Украины в Уставный фонд ЗАО лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” состоялось вопреки воли собственника - государства Украина и с нарушением норм действующего в то время законодательства, а потому исковые требования в части признания недействительным решения исполкома Гаспринского поселкового совета подлежит удовлетворению.

Учитывая, что истцом не предоставлены доказательства заключения договора аренды здания спального корпуса № 4 санатория “Украина” общею площадью 1618,2 м. кв., расположенного в пгт.Гаспра г.Ялта, ул.Алупкинское шоссе ,15 заключенного между ЗАТ ЛОУП “Укрпрофздравница” и ООО “Росичи” то хозяйственный суд АР Крым необоснованно оставил без рассмотрения исковые требования о признании недействительным договора аренды и возврате переданного в аренду имущества.

Статья 148 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень оснований для оставления иска без рассмотрения, среди которых нет такого основания, как отсутствия доказательств обосновывающих исковые требования.

Непредоставление доказательств при предъявлении иска свидетельствует о необоснованности исковых требований, а потому в иске в этой части необходимо отказать, а решение суда в этой части исковых требований изменить.

Из постановления государственного Совета Республики Крым № 1824-6/14 от 26 марта 2014 года “Об организации работы санаторно-курортных, оздоровительных учреждений, находящихся в собственности Республики Крым” усматривается, что в перечень целостных имущественных комплексов и структурных подразделений санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, находящихся в собственности Республики Крым, под № 156  включено дочернее предприятие “Санаторий Украина” ЗАО ЛОУПУ “Укрпрофздравница”, расположенное в городе Ялта, пгт.Гаспра,ул. Алупкинское шоссе 15.

Таким образом,имущество дочернего предприятия санаторий “Украина”, в том числе и здание спального корпуса №4, является собственностью Республики Крым, а потому невозможно удовлетворить исковые требования в части признания права собственности на здание спального корпуса 34 за государством в лице Фонда государственного имущества Украины.

В этой части исковых требований необходимо отказать. Об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части иска просит и заместитель прокурора в своем заявлении от 08 мая 2014 года.

Не подлежат удовлетворению и исковые требования в части признания права собственности на здание спального корпуса №4 санатория “Украины” за Фондом имущества Украины по следующим основаниям.

В период рассмотрения апелляционной жалобы государственным Советом Республики Крым 17 марта 2014 года было принято постановление №1745-6/14 “О независимости Крыма” которым собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины находящихся на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется государственной собственностью Республики Крым.

В соответствии с федеральным конституционным законом Российской Федерации № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя” Республика Крым является новым субъектом Российской Федерации Республики Крым.

Учитывая, что выводы хозяйственного суда Автономной Республики Крым не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом дана неправильная оценка доказательствам, при оставлении без рассмотрения иска в части признания недействительным договора аренды и возврате арендуемого имущества судом нарушены нормы процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение хозяйственного суда подлежит изменению.

            Руководствуясь ст.ст 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

             1.Апелляционную жалобу частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" удовлетворить частично.

             2.Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крымот 05 сентября 2011 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции :

            Иск удовлетворить частично.

            Признать недействительным решение исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета № 65 от 26 февраля 2010 года "Об оформлении права собственности на нежилые здания Дочернего предприятия "Санаторий "Украина" закрытого акционерного общества "Укрпрофздравница" по Алупкинскому шосе 15 в пгт.Гаспра".

            В остальной части исковых требований отказать.

            Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в соответствии с положениями статьи 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субьектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" по правилам, предусмотренным главой 36 Арбитражного процесуального кодекса Российской Федерации.

                                                          

Председательствующий                                                   Л.Н. Заплава

Судьи                                                                                   Н.И. Сикорская

                                                                                              И.В. Евдокимов