Постановление по делу № А83-3452/2011 (5002-11/3452-2011)

 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

город Севастополь

 13.11.2014

Дело № А83-3452/2011 (5002-11/3452-2011)

Резолютивная часть постановления объявлена  06.11.14

Постановление изготовлено в полном объеме  13.11.14

 

            Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                                  Градовой О.Г.,

судей                                                                                    Антоновой И.В.,

                                                                                              Воронцовой Н.В.,

 

при ведении протокола секретарем Лемиш В.В.

при участии:

прокурор, представители сторон и третьих лиц не явились,

 

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Потопальский С.С.) от 13 сентября 2011 года по делу № А83-3452/2011 (5002-11/3452-2011)

по иску заместителя прокурора города Ялта (ул. Кирова, 18, Ялта, 298600)
            в лице Фонда государственного имущества Украины (ул. Кутузова, 18/9, Киев 133, 01133)

к Исполнительному комитету Ялтинского городского совета (пл. Советская, 1, Ялта, 298600)

            обществу с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" (пер. Дарсановский, 10, Ялта, 298600)

            частному акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (ул. Шота Руставели, 39-41, Киев 23, 01023)

3-и лица, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора:                                 Федерация независимых профсоюзов Украины (площадь Независимости, 2, Киев 12, 01012)

            коммунальное предприятие "Ялтинское бюро регистрации и технической инвентаризации" (ул. Дзержинского, 4, Ялта, 298612)

о признании недействительным решения, договора купли-продажи и понуждение к выполнению определенных действий,

 

           

УСТАНОВИЛ:

 

         Решением суда первой инстанции иск (с учетом увеличения исковых требований - л.д. 42-47 т. 1) удовлетворен - признаны недействительными решение исполкома Ялтинского городского совета об оформлении права собственности на недвижимость (объект незавершенного строительства малярного цеха в г. Ялта, пер. Дарсановский, 10) и договор купли-продажи этой недвижимости, заключенный ответчиками; признано право собственности на это недвижимое имущество за Фондом государственного имущества Украины; на ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд", возложена обязанность возвратить это имущество истцу. С ответчиков в Государственный бюджет Украины взысканы судебные расходы (л.д. 24-33 т. 2).

            Судебное решение мотивировано тем, что в 1960 году передача такого имущества Украинскому республиканскому совету профсоюзов произошла без изменения права государственной собственности, имущество было передано только в ведение, а поэтому распоряжение таким имуществом (передача в уставной фонд и дальнейшая продажа) не  собственником является нарушением права собственности государства Украина.

            Апелляционным судом принята к производству апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд". Этой жалобой общество просит решение отменить и в иске отказать на том основании, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, которые имеют значение для дела. А именно, объект незавершенного строительства малярного цеха не передавался  в 1960 году Украинскому республиканскому совету профсоюзов, это имущество было создано дочерним предприятием "Автотранспортное предприятие "Ялтакурорт" на предоставленном для этой цели земельном участке (л.д. 59-60-67 т. 2). В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым (Федеральный Конституционный закон № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года) поданы уточнения к апелляционной жалобе, из этих уточнений следует, что заявитель апелляционной жалобы не меняет оснований и просительную часть апелляционной жалобы (л.д. 4-9 т. 6).

            Из отзыва на апелляционную жалобу Фонда государственного имущества Украины следует, что истец с апелляционной жалобой не согласен, так как в 1960 году санатории органам профсоюзов были переданы в ведение и без изменения общегосударственной формы собственности (л.д. 104-109 т. 2).

            От других лиц отзывов на апелляционную жалобу не поступило. 

            Прокурор, стороны и третьи лица, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора, не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании их представителей, о дне и месте судебного заседания извещались определением от 09 октября 2014 года, копии которого направлены заказной корреспонденцией с уведомлениями (л.д. 165-66  т. 6). Согласно почтовых уведомлений корреспонденция получена: 16 октября 2014 года заместителем прокурора города Ялта, Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета, коммунальным предприятием "Ялтинское бюро регистрации и технической инвентаризации" (л.д. 71-73 т. 6), 17 октября 2014 года обществом с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" и прокурором города Севастополя (л.д. 76, 70 т. 6). О нахождении дела на рассмотрении в апелляционной инстанции прокурор, стороны и третьи лица неоднократно извещались определениями о назначении дела к слушанию в судебных заседаниях. В частности, Фонд государственного имущества Украины, Федерация независимых профсоюзов Украины и частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" получали определения апелляционного суда, о чем свидетельствуют почтовые уведомления  (л.д. 21, 47-49, 67-69, 74-75, 77-79 т. 6). Информация о рассмотрении дела в апелляционной инстанции размещена на сайте апелляционного суда. Апелляционный суд, учитывая, что явка прокурора, сторон и третьих лиц не признана судом обязательной, не поступило возражений против рассмотрения дела без участия в судебном заседании этих лиц, о времени и месте заседания прокурор, стороны и третьи лица извещены должным образом и заблаговременно, судом приняты все возможные меры для их извещения о судебном заседании, по делу достаточно доказательств для рассмотрения спора, определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании лиц, которые не явились.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 8-55, 115-132 т. 3, л.д. 18-24, 29-47, 59-62, 67, 103-106, 123-151, 169-249 т. 4, л.д. 137-162 т. 5) и установил следующее.

11 апреля 1960 года в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР № 606 от 23 апреля 1960 года (л.д. 136-140 т. 1), постановлением Совета Министров СССР № 335 от 10 марта 1960 года (л.д. 141-143 т. 1) передано в ведение республиканских советов профсоюзов санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники согласно приложений № 1 и № 2, а также главное республиканское и территориальные управления курортов санаториев и домов отдыха со всеми предприятиями, организациями, которые находятся в их ведении, и курортные конторы согласно приложению № 3 .

18 ноября 1990 года между профсоюзом СССР и Федерацией профсоюзов Украины подписан договор, по которому имущество (в том числе в г. Ялта учебно-спортивная база "Авангард", клуб-столовая санатория "Золотой пляж", групповая котельная пансионата "Дружба") закреплено за Федерацией профсоюзов Украины на праве собственности (л.д. 144-147 т. 1).

22 ноября 1991 года постановлением Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов Украины было решено на базе санаторно-курортных учреждений, предприятий и учреждений профсоюзов Украины и с долевым участием Фонда социального страхования Украины создать акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" с уставным капиталом 1.089,389 тыс. карбованцев (л.д. 110 т. 1).

04 декабря 1991 года между Советом Федерации независимых профсоюзов Украины и Фондом социального страхования Украины в письменной форме был заключен учредительный договор о создании акционерного общества "Укрпрофздравница", в уставной фонд которого учредители передают: Федерация независимых профсоюзов Украины - основные фонды санаторно-курортных учреждений стоимостью 1033584 тыс.руб., Фонд социального страхования Украины - 55.800 тыс.руб., которые выделены на капитальное строительство и приобретение оборудования (л.д. 128-132 т. 1). 20 января 1997 года решением Высшего арбитражного суда Украины отказано в признании недействительным указанного договора  (л.д. 133-135 т. 1).

Такое акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" создано и зарегистрировано как юридическое лицо с идентификационным кодом 02583780, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и справкой о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (л.д. 13-15 т. 3).

24 января 1992 года Федерация независимых профсоюзов Украины передала по акту приема-передачи имущество территориальных санаторно-курортных учреждений профсоюзов, санаториев и вспомогательных объектов акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (в том числе в г. Ялте 39 наименований санаторно-курортных учреждений и вспомогательных объектов, в частности автотранспортное предприятие по ул. Красноармейская, 1963 года организации). В акте АТП по пер. Дарсановский, 10, отсутствует (л.д. 111-127 т. 1, л.д. 36 т. 3).

Из письменных пояснений и документов следует, что в г. Ялте было две автобазы:

1) автобаза по ул. Красноармейская, 27, г. Ялта, Ялтинского территориального совета по управлению курортами профсоюзов, которая создана по протокольному решению Украинского республиканского совета профсоюзов № 19 от 08 февраля 1963 года, для строительства автобазы отведен в 1966 году земельный участок, на котором построены автобаза; в 1991 году здания и сооружения этой автобазы переданы дочернему предприятию "Ялтакурорттеплоэнерго", это предприятие в 2006 году ликвидировано, его имущество (два здания - гараж и навес) передано в коммунальную собственность (л.д. 16-35 т. 3, л.д. 19, 29-30, 36, 40-47, 59-62, 103-106, 123-124, 126-127, 137-138-140, 174-179, 240, 242 т. 4);

2) автобаза по пер. Дарсановский, 10, г. Ялта по заказу Ялтинского ОКСа УКСа Крымоблсовпрофа - ГлавУКС ВЦСПС с 1981 года по 1987 год производилось строительство - 1 очередь КТП, мойка, площадка для стоянок, очистные сооружения и инженерные сети, с 1983 по 1991 год - гараж - профилакторий, которые приняты в эксплуатацию (л.д. 37-53 т. 3, л.д. 20, 29-35, 128-136 т. 4); в 1991 году начато строительство малярного цеха по заказу Управления капитального строительства дочернего предприятия "Ялтакурорт", которое ликвидировано 14 июля 2000 года, незаконченный строительством малярный цех 07 августа 2000 года передан дочернему предприятию "АТП Ялтакурорт" по акту приема-передачи от Управления капитального строительства г. Ялта эксплуатирующей организации - ДП "АТП Ялтакурорт", которое по авизо поставило этот объект на свой бухгалтерский учет; строительство цеха продолжалось с июня 1991 года по октябрь 1996 года  (л.д. 54, 55 т. 3, л.д. 19, 22-24, 37-39, 141-143, 179-188, 195-217, 223-239, 241, 243-249 т. 4).

07 июня 1999 года органом БТИ произведена инвентаризация строений по пер. Дарсановский, 10, г. Ялта, по этому адресу находятся объекты: автомойка, котельная, КТП и  малярный цех за литерой "Д", площадью 452,5 кв.м. у основания, малярный цех представляет собой железобетонный навес, внутри разделенный на склад, уборную и душ; объект имеет 95% износа, расположен справа от автомойки за литерой "В" и выше КТП за литерой "Ж" (л.д.115-118 т. 3).

23 ноября 2000 года Исполкомом Ялтинского городского совета на основании актов ввода в эксплуатацию АЗС и котельной, акта приемки автобазы и гаража, а также в связи с реорганизацией дочернего предприятия "Ялтакурорт" и передачей имущества от филиала головному предприятию, решено оформить право собственности на объекты недвижимости за частным акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", в том числе по пер. Дарсановский, 10, г. Ялта незавершенного строительства - вынос малярного цеха, 2000 года постройки  (л.д. 8-10 т. 1). Это решение исполкома является предметом спора.

06 декабря 2000 года на основании указанного решения исполкома выдано  свидетельство о праве собственности на базу АТП акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" и в реестровой книге № 16-6 стр.1 под реестровым № 303 произведена регистрация права собственности (л.д. 12 т. 1, л.д. 8-12, 119-125 т. 3, л.д. 218-221 т. 4).

Согласно акту, составленному дочерним предприятием "Ялтакурорт", незавершенное строительство - малярный цех площадью 432 кв.м., 2000 года постройки, состоит на балансе указанного предприятия (л.д. 12 т. 3).

06 июня 2003 года между продавцом - частным акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", и покупателем - обществом с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" (л.д. 20-24, 67-88 т. 1, л.д. 137-152, 159-161 т. 5), в простой письменной форме заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства малярного цеха площадью 461 кв.м. (под застройкой 422 кв.м.) в городе Ялта, пер. Дарсановский, 10. Продажа состоялась за 32.565,60 грн., которые уплачены покупателем продавцу. 06 июня 2003 года предмет договора передан от продавца покупателю по акту приема-передачи незавершенного строительства (л.д. 11, 13-17, 89-94 т. 1, л.д. 126-132 т. 3, л.д. 144-149, 189-193 т. 4, л.д. 154-156 т. 5). Этот договор является предметом спора.

21 сентября 2007 года произведена государственная регистрация права собственности (в Реестре прав собственности на недвижимое имущество) на указанный объект за покупателем, который на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции продолжал являться собственником этого имущества, что подтверждает выписка из Реестра прав собственности на недвижимое имущества по состоянию на 03 августа 2012 года  (л.д. 18, 19, 95 т. 1, л.д. 18, 150, 194 т. 4, л.д. 158 т. 5).

Новый собственник малярного цеха на 29 ноября 2012 года для реконструкции здания израсходовал 283.911,47 грн., теперь здание имеет иную площадь - 1.249 кв.м., 25 июля 2013 года обществу с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" выдано свидетельство о праве собственности на это реконструированное недвижимое имущество, что следует из справки ответчика и свидетельства о праве собственности (л.д. 151 т. 4, л.д. 153 т. 5).

По заключению комплексной судебной строительно-технической и экономической экспертизы малярный цех в 1960 году не передавался Федерации независимых профсоюзов Украины (л.д. 169-173 т. 4).   

            Согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Украинской ССР от 18 июля 1963 года (который действовал на территории Республики Крым на момент принятия оспоренного решения исполкома и заключения спорного договора) недействительной является сделка, которая не отвечает требованиям закона, в том числе ущемляет личные или имущественные права несовершеннолетних детей.

            Статья 49 того же Кодекса предусматривала недействительность сделки, которая заключена с целью заведомо противоречащей интересам социалистического государства и общества.

            Статья 86 Гражданского кодекса Украинской ССР от 18 июля 1963 года устанавливала, что право собственности - это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом; право собственности в Украине охраняется законом.

            В соответствии со статьей 4 Закона Украины "О собственности" от 07 февраля 1991 года № 697-XII (который действовал на территории Республики Крым на момент принятия оспоренного решения исполкома и заключения спорного договора) распоряжаться имуществом имеет право только собственник, деятельность которого может быть ограничена только в случаях и в порядке, установленных законодательными актами Украины.

            Постановлением Верховной Рады Украинской ССР № 506-XII от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" к введению в действие Закона Украинской ССР о разгосударствлении имущества был установлен мораторий на территории республики на любые изменения форм собственности и владельца государственного имущества, инициаторами и участниками которых являются органы государственной власти и управления.

06 мая 1992 года было опубликовано в газете "Голос Украины", 1992, N 82, и вступило в силу постановление Верховной Рады Украины "О введении в действие Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" от 04 марта 1992 года № 2164-XII, которым: 1) введен в действие Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" с 15 марта 1992 года; 2) со дня утверждения Верховной Радой Украины Государственной программы приватизации постановление Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" теряет действие; 3) Кабинету Министров Украины до 15 марта 1992 года надлежало определить перечень объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые заключили имущественные договора, связанные с изменением форм собственности и владельца государственного имущества, с нарушением моратория, установленного постановлением Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР", и принять меры относительно приведения отмеченных договоров в соответствие с данным Законом.

            Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий была утверждена постановлением Верховной Рады Украины от 07 июля 1992 года № 2545-XII "О Государственной программе приватизации имущества государственных предприятий", которая была опубликована 01 августа 1992 года в газете "Голос Украины", 1992, N 145.

            Имущество Ялтинского территориального управления курортов санаториев и домов отдыха со всеми предприятиями и организациями не определенно в перечне объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые заключили имущественные договора, связанные с изменением форм собственности и владельца государственного имущества, с нарушением моратория, установленного постановлением Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР". 

            Прокурор и истец считают, что указанные нормы закона относительно моратория на смену формы собственности и владельца государственного имущества были нарушены и спорное имущество, которое (по мнению прокурора и истца) являлось государственным, было отчуждено не его собственником, что является основанием для признания сделки недействительной, решения исполкома об оформлении права собственности не за собственником - признанию недействительным.

            Согласно статье 21 Закона Украины "Об объединении граждан" № 2460-XII от 16 июня 1992 года (с изменениями и дополнениями) объединения граждан могут иметь в собственности средства и другое имущество, необходимое для осуществления его уставной деятельности. Объединение граждан приобретают право собственности на средства и другое имущество, переданное ему учредителями, членами (участниками) или государством, приобретенное от вступительных и членских взносов, пожертвованное гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также имущество, приобретенное за счет собственных средств или на других основаниях, не запрещенных законом. Общественные организации также имеют право на имущество и средства, приобретенные в результате хозяйственной и другой коммерческой деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций, основанных предприятий.

            Статья 34 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" № 1045-XIV от 15 сентября 1999 года (с изменениями и дополнениями) также предусматривает право профсоюзов приобретать право собственности на имущество, в том числе получать имущество от государства. При этом, этой нормой закона установлено, что лишение профсоюзов права собственности, а также права владения и пользования имуществом, переданным им в хозяйственное ведение, может иметь место лишь по решению суда на основаниях, определенных законом.

            В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О хозяйственных обществах" № 1576-XII от 19 сентября 1991 года общество является владельцем имущества, переданного ему в собственность учредителями.

            Из установленных обстоятельств следует, что при передаче государством в 1960 году санаторно-курортных учреждений и территориальных управлений курортов санаториев и домов отдыха со всеми предприятиями и организациями, которые находятся в их ведении и курортных контор, общественной организации (профсоюзам) не передавался спорный объект, создание этого объекта было начато лишь в 1991 году по заказу Управления капитального строительства дочернего предприятия "Ялтакурорт" на выделенном для этого земельном участке, строительство велось не за счет государственных средств, а потому исполком правомерно принял решение об оформлении права собственности на малярный цех за закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (с учетом реорганизации), которое как собственник имело право  распорядится этим имуществом по собственному усмотрению. 

            Каких-либо доказательств строительства малярного цеха за счет государства, учета этого имущества как государственного прокурор и истец суду не предоставили; обстоятельств, которые свидетельствовали бы о реализации государством своих функций как собственника этого имущества судом не установлено.

На основании указанного апелляционный хозяйственный суд считает, что апелляционная жалоба обоснованна и подлежит удовлетворению, судом первой инстанции решение принято с нарушением указанных норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, это является основанием к отмене судебного акта, в иске следует отказать. 

            Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                 

ПОСТАНОВИЛ:    

            Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-техническая компания ЮСИ-трейд" удовлетворить.

            Решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года по делу № А83-3452/2011 (5002-11/3452-2011) отменить.

            В иске отказать. 

 

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

            Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления.

 

 

 

Председательствующий                                                              О.Г. Градова

Судьи                                                                                               И.В. Антонова

                                                                                                          Н.В. Воронцова

Сервис временно не доступен