Постановление по делу № А83-707/2014

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

 24.11.2014

Дело № А83-707/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  18.11.14

Постановление изготовлено в полном объеме  24.11.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                       Чертковой И.В.,

судей                                                                        Плута В.М.,

                                                                                  Рыбиной С.А.,

при ведении протокола секретарем  Ищенко Е.А.

при участии:

от истца, Глушаков Максим Александрович, доверенность №  11/100  от 25.07.14,  Крымское республиканское предприятие "Черноморнефтегаз",

от ответчика, Воробьева Лилия Александровна, доверенность №  29  от 21.04.14,  общество с ограниченной ответственностью  "СГС плюс"

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС" на решение хозяйственного суда Республики Крым от 07.08.2014 по делу №А83-707/2014 (судья  Башилашвили О.И.)

по иску  Крымского республиканского предприятия "Черноморнефтегаз" (пр. Кирова/пер.Совнаркомовский, 52/1,Симферополь,295000)
к  обществу с ограниченной ответственностью  "СГС ПЛЮС" (ул. Генерала Мельникова, 9-а,Севастополь,299046)

о взыскании 1993380,58 руб., в том числе 1908409,15 руб. задолженности и 84971,43 руб. пени

УСТАНОВИЛ:

            Крымское республиканское предприятие “Черноморнефтегаз” обратилось в хозяйственный суд Республики Крым с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС” суммы задолженности в размере 1908409,15 руб., пени 84971,43 руб.

Решением хозяйственного суда Республики Крым от 07.08.2014 иск Крымского республиканского предприятия “Черноморнефтегаз” удовлетворен. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС” в пользу Крымского республиканского предприятия “Черноморнефтегаз” 1950894,87 руб. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС” обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить в части взыскания задолженности 1908409,15 руб., приняв по делу новый судебный акт, взыскав задолженность в сумме 1652267,58 руб.

Основанием для изменения судебного акта заявитель считает неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при определении суммы долга в рублевом эквиваленте.

Определением  Севастопольского апелляционного  хозяйственного суда от  15.09.2014 года апелляционная жалоба принята к производству, возбуждено производство по апелляционной жалобе и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.

Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил суд   апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Как установлено судом, 28.03.2014 Крымское республиканское предприятие “Черноморнефтегаз” (продавец) и общество с ограниченной ответственностью “СГС-ПЛЮС” (покупатель) заключили договор поставки и транспортировки природного газа № 6-ТЭ-2014/75 (л.д. 13-19).

В соответствии с п. 1.1 договора продавец осуществляет поставку покупателю природного газа в объемах и порядке, предусмотренных договором, и предоставляет услуги по его транспортировке, а покупатель обязуется принять объем поставляемого природного газа и услуги по транспортировке природного газа, своевременно произвести оплату за природный газ и услуги по его транспортировке на условиях договора.

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что продавец обязуется передать покупателю с 26 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года природный газ в объеме до 144,0 тыс. куб. метров и оказать услуги по его транспортировке.

Цены и тарифы на природный газ и услуги по его поставке и транспортировке установлены постановлением Государственного Совета Республики Крым №1830-6/14 от 26.03.2014 “О вопросах стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (п.4.1 договора).

Оплата за услуги по транспортировке газа осуществляется в гривнах и российских рублях по курсу, установленному Банком Крыма через текущие счета, открытые в Публичном акционерном обществе “Черноморский банк развития и реконструкции” (п. 5.1 договора).

В соответствии с п.5.2 договора оплата за природный газ, услуги по транспортировке газа  осуществляются покупателем ежедневно в сумме, рассчитываемой исходя из размера поступления денежных средств от потребителей покупателя с учетом алгоритма распределения средств, подтвержденного покупателем и согласованного с продавцом до 25 числа месяца предшествующего поступлению оплаты. Окончательный расчет за предоставленные в отчетном месяце услуги производится покупателем до двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с актом оказанных услуг и с учетом ранее начисленных средств.

Пунктом 6.2 договора установлено, что в случае нарушения покупателем сроков оплаты, предусмотренных разделом 5 договора, с покупателя взимается пеня в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не больше 30% от суммы начисленного обязательства.

Пунктом 10.1 договора установлено, что договор распространяет свое действие на отношения по поставке газа и его транспортировке, возникшие между сторонами с 26 марта 2014 года, и действует до 30 апреля 2014 года включительно, а в части проведения расчетов – до их полного осуществления сторонами.

В марте 2014 года истец поставил, а ответчик принял природный газ для производства тепловой энергии, потребляемой бюджетными организациями на сумму 125915,70 гривен и оказал ответчику услуги по транспортировке природного газа для производства тепловой энергии, потребляемой бюджетными организациями на сумму 14472,72 гривен, что подтверждается актом приема-передачи природного газа от 31.03.2014 года (л.д.20).

Кроме того, в марте 2014 года истец поставил, а ответчик принял природный газ для производства тепловой энергии, потребляемой прочими потребителями на сумму 25144,25 гривен, и оказал ответчику услуги по транспортировке природного газа для производства тепловой энергии, потребляемой прочими потребителями на сумму 2272,69 гривен, что подтверждается актом приема-передачи природного газа от 31.03.2014 года (л.д.21).

В апреле 2014 года истец поставил, а ответчик принял природный газ для производства тепловой энергии, потребляемой бюджетными организациями на сумму 305340,25 гривен, и оказал ответчику услуги по транспортировке природного газа для производства тепловой энергии, потребляемой бюджетными организациями на сумму 35095,74 гривен, что подтверждается актом приема-передачи природного газа от 30.04.2014 года (л.д.23).

Кроме того, в апреле 2014 года продавец поставил, а покупатель принял природный газ для производства тепловой энергии, потребляемой прочими потребителями на сумму 48757,68 гривен и оказал услуги по транспортировке природного газа для производства тепловой энергии, потребляемой прочими потребителями на сумму 4397,99 гривен, что подтверждается актом приема-передачи природного газа от 30.04.2014 года (л.д.22).

Задолженность ответчика перед истцом на 30.06.2014 составила 1652267,58, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов, которые подписаны сторонами и скреплены печатями (л.д.72). Задолженность указана в рублях  по курсу Банка Крыма.

В связи с невыполнением ответчиком договорных обязательств в части своевременной и полной оплаты природного газа и его транспортировки, истец обратился в суд с иском  о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС” задолженности в размере 1908409,15 руб. и пени 84971,43 руб.

Принимая во внимание, что возражений против проверки решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, с учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит  по следующим основаниям.

Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации поставщик обязуется передать покупателю в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктом 2 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации поставщику предоставлено право требовать оплаты поставленных товаров от покупателя, если последний неосновательно отказался от их оплаты либо не оплатил в установленный договором срок.

Факт поставки природного газа подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Доказательств оплаты природного газа и услуг по его транспортировке обществом с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС”  не представлено.

В соответствии с п. 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации,

В силу частей 2 и 3 статьи 7 указанного Закона, до избрания органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Организация денежного обращения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя регулируется статьей 16 указанного Закона, в соответствии с которой нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

26.03.2014 Государственный совет Республики Крым с целью обеспечения полного удовлетворения потребительского спроса доступности товаров и услуг для населения принял постановление N 1854-6/14 "О порядке использования официальной валюты при осуществлении всех видов платежей на территории Республики Крым". Указанным постановлением Государственным Советом Республики Крым  полномочия по принятию решений об изменении коэффициента пересчета цен, тарифов на товары и услуги предоставлены  Совету министров Республики Крым

26.03.2014 Государственный совет Республики Крым принял специальное постановление №1830-6/14 “О вопросах стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым”. Пунктом 1 указанного постановления установлено, что на территории Республики Крым для всех категорий потребителей действуют существовавшие по состоянию на 21 марта 2014 года цены и тарифы на электроэнергию и прочие услуги публичного акционерного общества "ДТЭК Крымэнерго", на природный газ и услуги по его поставке, транспортировке, хранению, на      услуги по теплоснабжению, водоснабжению и      водоотведению, прочие жилищно-коммунальные услуги, прочие товары и      услуги. В соответствии с пунктом 2 постановления оплата товаров и услуг осуществляется в гривнах и российских рублях по курсу, установленному Банком Крыма.

30.05.2014  Совет министров Республики Крым принял постановление № 111, которым установил, что на территории Республики Крым с 1 июня 2014 года расчеты за электроэнергию, тепловую энергию, природный газ и услуги по его поставке, транспортировке, хранению, услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, прочие жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского электротранспорта КРПП "Крымтроллейбус" производятся в рублях путем умножения на 3,4 цен и тарифов, установленных согласно пункту 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1830-6/14 "О вопросах стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым".

В апелляционной жалобе ответчик не согласился со способом проведения пересчета валюты договора украинской гривны в национальную валюту Российской Федерации российский рубль с применением коэффициента пересчета 3,4. Заявитель считает, что постановление Совета министров Республики Крым №111 от 30.05.2014   не распространяет свое действие на отношения из ранее заключенных договоров, а подлежит применению п.5.1 договора, которым стороны установили, что оплата за услуги по транспортировке газа осуществляется в гривнах и российских рублях по курсу, установленному Банком Крыма через текущие счета, открытые в публичном акционерном обществе “Черноморский банк развития и реконструкции”. Однако эти доводы не могут быть приняты судом, поскольку  30.05.2014 Совет министров Республики Крым установил, что  на территории Республики Крым с 1 июня 2014 года расчеты за электроэнергию, тепловую энергию, природный газ и услуги по его поставке, транспортировке, хранению, услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, прочие жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского электротранспорта КРПП "Крымтроллейбус" производятся в рублях путем умножения на 3,4 цен и тарифов, установленных согласно пункту 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1830-6/14 "О вопросах стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым", расчеты за поставленный газ и услуги по его транспортировке до 01.06.2014 ответчиком  не производились, следовательно, истец правомерно применил  коэффициент пересчета 3,4.

При таких обстоятельствах суд обоснованно взыскал с общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС”  1908409,15 рублей  задолженности.

Доводы ответчика о том, что перерасчет должен осуществляться в порядке установленном в информационном письме Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-12/2014 от 11.07.2014 “О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” не принимаются судом на основании следующего. Министерство финансов обобщило вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета экономическими субъектами и разъяснило вопросы пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в гривнах, в рубли. Согласно п.4.3 указанного письма, пересчет стоимости активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, подлежащих отражению в бухгалтерском балансе экономического субъекта, производится по официальному курсу на дату пересчета.

 Поскольку полномочия по изменению коэффициента пересчета цен, тарифов на товары и услуги предоставлены Совету министров Республики Крым, поэтому постановление Совета министров Республики Крым №111 от 30.05.2014 является специальным нормативным актом, подлежащим преимущественному применению.

На основании вышеизложенного, обжалуемое решение хозяйственного суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС”  удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.

Руководствуясь статьями  269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “СГС ПЛЮС” оставить без удовлетворения.

Решение хозяйственного суда Республики Крым от 07 августа 2014 года оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в сроки, установленные статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий                                                   И.В. Черткова

Судьи                                                                                   В.М. Плут

                                                                                              С.А. Рыбина