Постановление по делу № А83-3117/2011 (5002-28/3117-2011)

 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

город Севастополь

 28.11.2014

Дело № А83-3117/2011 (5002-28/3117-2011)

Резолютивная часть постановления объявлена  24.11.14

Постановление изготовлено в полном объеме  28.11.14

            Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего   судьи                          Антоновой И.В.,

судей                                                                        Фенько Т.П.,

                                                                                  Воронцовой Н.В.,

при ведении протокола секретарем  Ищенко Е.А.

при участии:

от ответчика: Карасев Николай Петрович, доверенность б/н от 01.10.2014 года, общество с ограниченной ответственностью “Аквавита”;

от ответчика: Говоруха Анастасия Владимировна, доверенность №109 от 07.11.2014 года, общество с ограниченной ответственностью “Аквавита”;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,: Тунык Александр Афанасьевич, доверенность б/н от 13.01.2014 года, дочернее предприятие “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины;

рассмотрев апелляционную жалобу прокурора города Алушты, частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и дочернего предприятия “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества  лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Лукачев С.О.) от 13 сентября 2011 года по делу № 5002-28/3117-2011

по иску прокурора города Алушты (ул.Ленина, 44, город Алушта, 298500)

в интересах государства Украина в лице Фонда государственного имущества Украины (ул.Кутузова, 18/9, город Киев 133, 01133)

к исполнительному комитету Алуштинского городского совета (пл.Советская, 1, город Алушта, 298500)

исполнительному комитету Маломаякского сельского совета (ул.Кооперативная, 8, Малый Маяк, город Алушта, 298540)

частному акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” (ул.Шота Руставели, 39/41, город Киев 1, 01001)

обществу с ограниченной ответственностью “Аквавита” (ул.Новосельская, 7, Малый Маяк, город Алушта, 298540)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Крымское республиканское предприятие “Симферопольское межгородское бюро технической инвентаризации” (ул.Некрасова, 11, город Симферополь, 295000)

компания “Ей.Ай.Кей агрикалчерел Интернешнл Компании ЛТД” (A.I.K. - Agricultural International Kompany LTD) (ул.Лукъяновская, д.1-а, город Киев, Украина, 04107)

закрытое акционерное общество “Санаторий “Слава” (ул.Червонофлотская, д.1, город Алушта, 298500)

дочернее предприятие “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”(5-й км. Ялтинского шоссе, д.6-а, г.Алушта, 298501)

общество с ограниченной ответственностью “Санаторий Алушта” (ул.Глазкрицкого, д.8, г.Алушта, 298500)

частное акционерное общество “Санаторий “ 30 лет Октября” (ул.Глазкрицкого, д.17, г.Алушта, 298500)

закрытое акционерное общество “Морской уголок” (ул.Набережная, д.6, г.Алушта, 298500)

о признании недействительным решения, свидетельства о праве собственности на имущество, договора купли-продажи и понуждении к возврату имущества   

УСТАНОВИЛ

            Прокурор города Алушты в интересах государства Украина в лице Фонда государственного имущества Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с исковым заявлением к исполнительному комитету Алуштинского городского совета, исполнительному комитету Маломаякского сельского совета, закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”, обществу с ограниченной ответственностью “Аквавита”, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Крымское республиканское предприятие “Симферопольское межгородское бюро технической инвентаризации”, в котором просил признать недействительным решение исполнительного комитета Алуштинского городского совета № 396 от 27.04.2001 года “Об оформлении права собственности”; признать недействительным решение исполнительного комитета Маломаякского сельского совета №339 от 23.09.2004 года “Об оформлении права собственности”; признать недействительным свидетельство о праве собственности от 12.06.2001 года, выданное закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на имущественный комплекс предприятия “Алуштакурортснаб”, расположенного на 5-м километре Ялтинского шоссе, г.Алушта; признать недействительным договор купли-продажи от 24.09.2004 года, заключенный между закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и обществом с ограниченной ответственностью “Аквавита”; обязать общество с ограниченной ответственностью “Аквавита” вернуть Фонду государственного имущества Украины имущество, полученное на основании договора  купли-продажи от 24.09.2004 года, а именно – нежилые здания, которые состоят из здания склада лит.“Д”, здания склада лит.“Е1”, здания склада лит.“Г” и навеса лит.“Е”, которые расположены на 5-м километре Ялтинского шоссе, г.Алушта.

            Определением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 09.08.2011 года изменено наименование ответчика - закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на  частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена компания “Ей.Ай.Кей агрикалчерел Интернешнл Компании ЛТД” .

Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество “Санаторий “Слава”.

Иск удовлетворен частично.

Пункт 1.5 решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета № 396 от 27 апреля 2011 года "Об оформлении права собственности" признан частично недействительным.

Пункт 2 решения исполнительного комитета Маломаякского сельского совета № 339 от 23 сентября 2004 года "Об оформлении права собственности" признан частично недействительным.

 В остальной части исковых требований о признании недействительным решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета № 396 от 27 апреля 2001 года "Об оформлении права собственности" и о признании недействительным решения исполнительного комитета Маломаякского сельского совета №339 от 23 сентября 2004 года "Об оформлении права собственности" отказано.

 В части исковых требований о признании недействительным свидетельства о праве собственности профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"на имущественный комплекс предприятия "Алуштакурортснаб", расположенный на 5-ом км.Ялтинского шоссе, город Алушта, а также о признании недействительным договора купли-продажи от 24 сентября 2004 года, заключенного между закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" и обществом с ограниченной ответственностью “Аквавита”, и об обязании общества с ограниченной ответственностью "Аквавита" вернуть Фонду государственного имущества Украины имущество, полученное на основании договора купли-продажи от 24 сентября 2004 года, а именно нежилые здания, которые состоят из здания состава лит. "Д", здания состава лит. "Е1", здания состава лит. "Г" и навеса лит. "Е", которые расположены на 5-ом км.Ялтинского шоссе, город Алушта, отказано.

Разрешен вопрос о распределении судебных расходов. 

            Утверждая, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, прокурор города Алушты обратился в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года отменить, иск удовлетворить. Также с апелляционными жалобами обратились частное акционерное общество лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" и дочернее предприятие “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества  лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”, которые просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

В качестве обоснования апелляционных жалоб заявители ссылаются на то, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что недвижимое имущество предприятия “Алуштакурортснаб”, санатория “Алушта”, санатория “Слава”, санатория “ 30 лет Октября”, санатория “Морской уголок”, переданное частному акционерному обществу лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", является государственной собственностью.

            Определением от 17 октября 2011 года апелляционные жалобы приняты к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, коллегией судей в составе: председательствующего судьи Антоновой И.В., судей Котляровой Е.Л., Масловой З.Д.    

В связи с отпуском судьи Котляровой Е.Л. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 15 ноября 2011 года произведена замена судьи Котляровой Е.Л. на судью Евдокимова И.В.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 17.01.2012 года назначена комплексная строительно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено до окончания экспертизы.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 07.02.2013 года производство по делу возобновлено.

В связи с окончанием полномочий судьи Масловой З.Д. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 февраля 2013 года произведена замена судьи Масловой З.Д. на судью Градову О.Г.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 13 марта 2013 года  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено дочернее предприятие “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”.

В связи с болезнью судей Антоновой И.В., Евдокимова И.В., Градовой О.Г. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 23 апреля 2013 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Проценко А.И., судьи Евдокимова И.В. на  судью Котлярову Е.Л., судьи Градовой О.Г. на судью Воронцову Н.В., председательствующим по делу назначена судья Проценко А.И.  

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 23 апреля 2013 года  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью “Санаторий Алушта”, частное акционерное общество “Санаторий “30 лет Октября”, закрытое акционерное общество “Морской уголок”.

В связи с отпуском судьи Проценко А.И. и болезнью судьи Котляровой Е.Л. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 29 мая 2013 года произведена замена судьи Проценко А.И. на судью Антонову И.В., судьи Котляровой Е.Л. на  судью Евдокимова И.В., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.   

В связи с болезнью судьи Антоновой И.В. и занятостью в другом процессе судьи Воронцовой Н.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 23 июля 2013 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Заплава Л.Н., судьи Воронцовой Н.В. на  судью Сикорскую Н.И., председательствующим по делу назначена судья Заплава Л.Н.   

            В связи с отпусками судьи Заплава Л.Н. и судьи Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 17 сентября 2013 года произведена замена судьи Заплава Л.Н. на судью Воронцову Н.В., судьи Евдокимова И.В. на судью Фенько Т.П., председательствующим по делу назначена судья Фенько Т.П.

            В связи с отпуском судьи Сикорской Н.И. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 18 ноября 2013 года произведена замена судьи Сикорской Н.И. на судью Антонову И.В.

            В связи с отпусками судьи Фенько Т.П. и судьи Воронцовой Н.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 13 января 2014 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Заплава Л.Н., судьи Воронцовой Н.В. на судью Евдокимова И.В., председательствующим по делу назначена судья Заплава Л.Н. 

            В связи с отпуском судьи Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 20 января 2014 года произведена замена судьи Заплава Л.Н. на судью Градову О.Г., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.

            В связи с болезнью судьи Евдокимова И.В. и отпуском судьи Градовой О.Г. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 19 марта 2014 года произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Воронцову Н.В., замена судьи Градовой О.Г. на судью Фенько Т.П.

 На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28 октября 2014 года рассмотрение апелляционных жалоб прокурора города Алушты, частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и дочернего предприятия “Алуштакурортпостач” закрытого акционерного общества  лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13.09.2011 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.

             24 ноября 2014 года в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд поступило ходатайство истца - исполнительного комитета Маломаякского сельского совета о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. 

В судебное заседание также не явились представители истца - Фонда государственного имущества Украины, ответчиков - исполнительного комитета Алуштинского городского совета, частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Крымского республиканского предприятия “Симферопольское межгородское бюро технической инвентаризации”, компании “Ей.Ай.Кей агрикалчерел Интернешнл Компании ЛТД” (A.I.K. - Agricultural International Kompany LTD), закрытого акционерного общества “Санаторий “Слава”, общества с ограниченной ответственностью “Санаторий Алушта”, частного акционерного общества “Санаторий “ 30 лет Октября”, закрытого акционерного общества “Морской уголок”, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Поскольку стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

            В процессе судебного разбирательства представители ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Аквавита” и третьего лица - дочернего предприятия “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины просили апелляционные жалобы удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.   

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.

Из материалов дела усматривается, что  18 ноября 1990 года между Общей Конфедерацией профсоюзов СССР и Федерацией независимых профсоюзов Украины заключен договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом, право собственности на которое закреплено за Федерацией независимых профсоюзов Украины.

Постановлением Совета Общей Конфедерации профсоюзов СССР от 18 ноября 1990 года в соответствии с Уставом Общей Конфедерации профсоюзов СССР “О собственности профсоюзов СССР” утвержден договор о закреплении по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом.

В соответствии с Перечнем объектов профсоюзного имущества, закрепленных за Федерацией независимых профсоюзов Украины на праве собственности, который является приложением к договору от 18 ноября 1990 года, к объектам, закрепленным за Федерацией независимых профсоюзов Украины, относятся также предприятие “Алуштакурортснаб”, санатории “Алушта”, “Слава”, “ 30 лет Октября”, “Морской уголок”.

22 ноября 1991 года постановлением Президиума Совета Федерации независимых профессиональных союзов Украины “О создании акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на базе санаторно-курортных заведений, предприятий, объединений и учреждений профсоюзов Украины с паевым взносом Фонда социального страхования Украины создано акционерное общество лечебно оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”.

04 декабря 1991 года между Федерацией независимых профсоюзов Украины и Фондом   социального страхования Украины заключен учредительный договор о создании акционерного общества “Укрпрофздравница”.

Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета города Киева от 23 декабря 1991 года №971 зарегистрировано закрытое акционерное общество “Укрпрофздравница”.

24 января 1992 года между Федерацией независимых профсоюзов Украины и  акционерным обществом “Укрпрофздравница” подписан акт приема-передачи имущества Федерации независимых профсоюзов Украины в собственность акционерного общества лечебно оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”, в соответствии с которым  Федерация независимых профсоюзов Украины передает, а акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” принимает имущество территориальных санаторно-курортных учреждений профсоюзов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, лечебных и подсобно-вспомогательных объектов, подведомственных прежнему Украинскому республиканскому совету по управлению курортами профсоюзов, в объеме и сумме согласно дополнению.

В соответствии с перечнем территориальных санаторно-курортных учреждений профсоюзов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, лечебных и подсобно-вспомогательных объектов, которые передаются акционерному обществу “Укрпрофздравница” в собственность, акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” переданы, в частности, предприятие “Алуштакурортснаб”, санатории “Алушта”, “Слава”, “ 30 лет Октября”, “Морской уголок”.

Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым №396 от 27 апреля 2001 года “Об оформлении права собственности” за закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” оформлено право собственности на объекты недвижимого имущества филиалов Алуштинского дочернего предприятия закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”:

-санаторий “Алушта”, расположенный по адресу: г.Алушта, ул.Глазкрицкого, 12;

-санаторий “Слава”, расположенный по адресу: г.Алушта, ул.Краснофлотская, 1;

-санаторий “ 30 лет Октября”, расположенный по адресу: г.Алушта, ул.Глазкрицкого, 17;

-санаторий “Морской уголок”, расположенный по адресу: г.Алушта, ул.Набережная, 6;

-предприятие “Алуштакурортснаб”,  расположенное по адресу: г.Алушта, 5-й километр Ялтинского шоссе;

-здание управления, расположенное по адресу: г.Алушта, ул.Глазкрицкого, 12;

-здание магазина, расположенное по адресу: г.Алушта, ул.Набережная, 6;

-четыре бокса для автомашин, расположенные по адресу: г.Алушта, 5-й километр Ялтинского шоссе;

-автозаправочный пункт, расположенный по адресу: г.Алушта, 5-й километр Ялтинского шоссе;

Бюро технической инвентаризации обязано осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о праве коллективной собственности закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на указанные объекты. 

  27 апреля 2001 года закрытому акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” выдано свидетельство №396 о праве собственности на имущественный комплекс предприятия “Алуштакурортснаб”, расположенный на 5-м километре Ялтинского шоссе, г.Алушта.

Решением исполнительного комитета Маломаякского сельского совета Автономной Республики Крым №339 от 23 сентября 2004 года “Об оформлении права собственности” за закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” оформлено право собственности на нежилые строения в составе: склада лит.“Д”, склада лит.“Е1”, склада лит.“Г” и навеса лит.“Е”, расположенные на 5-м километре Ялтинского шоссе, д.6 г.Алушта.

24 сентября 2004 года между закрытым акционерным обществом лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью “Аквавита” заключен договор купли-продажи (покупатель), согласно которого продавец передает в собственность покупателю нежилые здания в составе: склада лит.“Д”, склада лит.“Е1”, склада лит.“Г” и навеса лит.“Е”, расположенные на 5-м километре Ялтинского шоссе, д.6 г.Алушта.

Стоимость объекта недвижимости составляет 82394 грн. (пункт 2 договора).

Договор удостоверен частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа и зарегистрирован в Государственном реестре сделок 24.09.2004 года под №2355.     

Утверждая, что решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым №396 от 27 апреля 2001 года и исполнительного комитета Маломаякского сельского совета Автономной Республики Крым №339 от 23 сентября 2004 года, свидетельство  о праве собственности на имущественный комплекс №396 от 27 апреля 2001 года, договор купли-продажи от 24 сентября 2004 года не отвечают требованиям действующего законодательства, прокурор города Алушты в интересах государства в лице Фонда государственного имущества Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском о признании их недействительными. Также прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью “Аквавита” вернуть Фонду государственного имущества Украины нежилые здания в составе: склада лит.“Д”, склада лит.“Е1”, склада лит.“Г” и навеса лит.“Е”, расположенные на 5-м километре Ялтинского шоссе, д.6 г.Алушта.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы прокурора города Алушты и наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и дочернего предприятия “Алуштакурортснаб” закрытого акционерного общества  лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Обосновывая исковые требования о признании недействительными решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым №396 от 27 апреля 2001 года, решения исполнительного комитета Маломаякского сельского совета Автономной Республики Крым №339 от 23 сентября 2004 года, с которыми согласился суд первой инстанции, прокурор города Алушты ссылается на то, что указанные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства Украины, поскольку имущество, переданное в уставной фонд закрытого акционерного общества “Укрпрофздравница”, правопреемником которого является частное акционерное общество лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница”, является государственной собственностью.

Коллегия судей апелляционной инстанции считает указанные доводы несостоятельными исходя из следующего.

Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 23 апреля 1960 года N 606 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха Министерства охраны здоровья УССР" Министерство охраны здоровья УССР было обязано передать до 1 мая 1960 года Украинскому республиканскому Совету профсоюзов:

- все действующие хозрасчетные санатории (кроме туберкулезных) общим количеством 73 объекта на 23586 кроватей, 92 дома отдыха на 20997 кроватей, 8 санаторных пансионатов на 1510 кроватей, курортные поликлиники, которые находятся в ведении Главного управления курортов, санаториев и домов отдыха Министерства охраны здоровья УССР, согласно дополнениям № 1, 2, а также санатории (кроме туберкулезных) и дома отдыха, которые строятся для этого Управления;

- Главное республиканское и территориальные управления курортов, санаториев и домов отдыха, со всеми предприятиями и организациями, которые находятся в их ведении, и курортные конторы согласно дополнению № 3.

Передачу в ведение профсоюзных органов курортных учреждений, санаториев, домов отдыха и других предприятий и организаций предписано осуществить безвозмездно со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, земельными участками, парками состоянием на 1 января 1960 года, а также ассигнованиями на их содержание, планами по труду, фондами персональных надбавок, капиталовложениями, фондами на все виды материалов и лимитами на проектирование по плану на 1960 год, неиспользованными централизованными средствами курортного сбора и амортизационного фонда и другими средствами по балансу на 1 января 1960 года.

Указанное свидетельствует о том, что Украинский республиканский Совет профсоюзов стал управлять указанным имуществом на праве полного хозяйственного ведения, поскольку в советский период в УССР и в Украине до 01.01.2004 года, когда вступили в силу Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, имущество за государственными предприятиями закреплялось на праве “полного хозяйственного ведения”, а за государственными организациями - на праве “оперативного управления”.

При этом, доводы прокурора города Алушты и выводы суда первой инстанции о том, что передача имущества Украинскому республиканскому Совету профсоюзов в 1960 году в ведение не предусматривала переход права собственности на это имущество к профсоюзным организациям, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку в соответствии со  ст.24 Гражданского кодекса УССР 1963 года юридическими лицами, в частности, были колхозы, межколхозные и другие кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и Украинской ССР, предприятия и учреждения этих организаций, и их объединений, что имеют отдельное имущество и самостоятельный баланс.

Правовое содержание термина “ведение”, который употребляется в нормативных актах прежнего Союза ССР и Украинской ССР относительно управления, управления предприятиями, учреждениями, организациями, не имеет законодательной трактовки  в действующем законодательстве Украины.

В Украинской ССР управление предусматривало все права относительно владения, пользования и распоряжения имуществом этих юридических лиц, что современным законодательством Украины трактуется как право собственности.

Следовательно, передача профсоюзным организациям, которые в соответствии со своими уставами наделялись правами юридических лиц, определенного отдельного имущества, которое закреплялось за этими лицами и учитывалось на их самостоятельном балансе, можно отождествлять с современным понятием “приобретение права собственности”на такое имущество.

Следует обратить внимание на то, что Гражданский кодекс УССР 1963 года содержал отдельную главу № 9 “Собственность профсоюзных и других общественных организаций”, в которой профсоюзные организации рассматривались как самостоятельные субъекты права собственности.

В соответствии со статьей 97 Гражданского кодекса УССР профсоюзные и другие   общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, которое принадлежит  им  на  праве  собственности, в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, которое является собственностью профсоюзных и других общественных организаций, принадлежит исключительно профсоюзным и другим общественным организациям.

Статьей 98 Гражданского кодекса УССР установлено, что собственностью профсоюзных и  других общественных организаций является имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

В обоснование своих доводов относительно незаконности оспариваемых решений, свидетельства и договора прокурор города Алушты ссылается на Закон Украины “О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины”, постановление Верховной Рады УССР от 29.11.1990 года №506 “О защите суверенных прав собственности Украинской ССР”, постановления Верховной Рады Украины, от 10.04.1992 года №2268-ХІІ “Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций прежнего Союза ССР” и от 04.02.1994 года №3943-ХІІ “Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций прежнего Союза ССР” и от 04.02.1994 года №3943-ХІІ “Об имуществе общесоюзных общественных организаций прежнего Союза ССР”.

Однако, указанные ссылки прокурора города Алушты судебная коллегия считает несостоятельными, учитывая следующее.

Так, введенный постановлением Верховной Рады УССР от 29.11.1990 года №506 “О защите суверенных прав собственности Украинской ССР” мораторий на любые смены формы собственности и владельца государственного имущества до введения в действие Закона УССР о разгосударствлении имущества не распространяется на имущество профсоюзов, поскольку с учетом изложенных выше обстоятельств оно не было объектом государственной собственности, как это прямо предусматривалось приведенными нормами статей 10 Конституции УССР 1978 года, 87 Гражданского кодекса УССР 1963 года.

Кроме того, данный нормативный акт не имеет ни одного отношения к спору по данному делу, поскольку предусматривает предостережение о том, что мораторий распространяется на случаи, когда инициаторами и участниками изменения формы собственности являются органы государственной власти и управления.

07.02.1991 году был принят специальный Закон, который определял отношения собственности – Закон УССР “О собственности”, в соответствии со статьей 20 которого субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии, и другие общественные объединения, религиозные и другие организации, которые являются юридическими лицами.

Со вступлением в силу Гражданского кодекса Украины были введены следующие формы собственности: собственность народа Украины, право частной собственности, право государственной собственности, право коммунальной собственности.

В соответствии со статьей 325 Гражданского кодекса Украины субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица.

Следовательно, собственность всех юридических лиц частного права, в том числе и профсоюзов, была признана частной.

Кроме того, 18.11.1990 году (до принятия вышеуказанных нормативных актов) общая Конфедерация профсоюзов СССР и Федерация независимых профсоюзов Украины заключили договор, которым закрепили за последней на праве собственности имущество согласно перечню. Этим было подтверждено отсутствие прав общесоюзных профсоюзных органов на имущество украинских профсоюзов.

Федерация независимых профсоюзов Украины (правопреемником которой является Федерация профессиональных союзов Украины) и Фонд социального страхования Украины 04 декабря 1991 года заключили учредительный договор о создании акционерного общества "Укрпрофздравница", согласно которому взносом Федерации профессиональных союзов Украины были имущественные комплексы санаторно-курортных заведений.

Акционерное общество „Укрпрофздравница” было создано на базе санаторно-курортных заведений и организаций Украинского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов на основании постановления президиума Совета Федерации независимых профсоюзов Украины от 22 ноября 1991 года № П-ИИ-И и учредительного договора от 04 декабря 1991 года между Советом Федерации независимых профсоюзов Украины и Фондом социального страхования Украины.

Как указано выше, решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета г.Киева № 1971 от 23.12.1991 года было зарегистрировано закрытое акционерное общество "Укрпрофздравница", которое является правопреемником Украинского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов, здравниц и хозяйств, объединений санаторно-курортных заведений профсоюзов Украины, созданное на имуществе учредителей Федерации профессиональных союзов Украины и Фонда социального страхования Украины по временной потери трудоспособности. При этом, вкладом Федерации профессиональных союзов Украины являются основные фонды и оборотные средства санаторно-курортных заведений, предприятий и организаций профсоюзов общей стоимостью 751 234 350 грн., которые передаются обществу в собственность, которая составляет 92,92 % размера уставного фонда. В соответствии со своим уставом общество осуществляет согласно законодательству владение, пользование и распоряжение своим имуществом.

Право собственности закрытого акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" на имущество, переданное ему в уставной фонд, подтверждается решением Высшего арбитражного суда Украины от 20 января 1997 года по делу №137/7 и Постановлением Высшего арбитражного суда Украины от 17 июня 1997 года по делу №137/7-7/30.

Так, Высшим арбитражным судом Украины в решении от 20 января 1997 года и постановлении от 17 июня 1997 года установлено, что Федерация независимых профсоюзов (правопреемник Укрпрофради) правомерно владела, пользовалась и распоряжалась имуществом путем передачи в уставной фонд (в собственность) закрытого акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница".

При этом суд кассационной инстанции, опровергая ссылки Фонда государственного имущества Украины на постановление Верховной Рады Украины от 10.04.1992 г. №2268-ХІІ “Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций прежнего Союза ССР”, отметил, что в соответствии с указанным нормативным актом до определения правопреемников общесоюзных общественных организаций прежнего Союза ССР Фонду государственного имущества Украины временно передано имущество и финансовые ресурсы расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, находящихся в ведении центральных органов этих организаций. В то же время в уставной фонд акционерного общества “Укрпрофздравница” были переданы санаторно-курортные заведения, которые находятся в ведении “Укрпрофсовета” и действовали в системе предприятий Украинского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов.

Это же обстоятельство подтверждается постановлением Совета Министров Украинской ССР от 23 апреля 1960 года N 606 “О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха Министерства охраны здоровья УССР”, которым в ведение Украинского республиканского совета профсоюзов безвозмездно переданы от Министерства охраны здоровья УССР санатории, дома отдыха и пансионаты, за перечнем. Таким образом, имущество, переданное Укрпрофсовету в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР от 23 апреля 1960 года N 606 и которое впоследствии вошло в уставной фонд акционерного общества “Укрпрофоздравница”, не находилось в ведении ВЦРПС и на него не распространяется действие постановления Верховной Рады Украины от 10.04.1992 года.

Из приведенного следует, что государство Украина передало спорное имущество (в составе предприятия “Алуштакурортснаб”, санаториев “Алушта”, “Слава”, “ 30 лет Октября”, “Морской уголок”) общественной организации (профсоюзам) в собственность, а организация распорядилась указанным имуществом путем его передачи в уставной фонд вновь созданного общества, которое в дальнейшем это имущество продало, что свидетельствует о соответствии решения № 396 от 27.04.2001 года “Об оформлении права собственности”, решения исполнительного комитета Маломаякского сельского совета №339 от 23.09.2004 года “Об оформлении права собственности”, свидетельства о праве собственности от 12.06.2001 года, договора купли-продажи от 24.09.2004 года действующему на тот период законодательству Украины.   

При указанных обстоятельствах оснований для признания указанных решений, свидетельства о праве собственности и договора купли-продажи недействительными и понуждения частного акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" вернуть государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины имущество, полученное на основании договора  купли-продажи от 24.09.2004 года, а именно – нежилые здания, которые состоят из здания склада лит.“Д”, здания склада лит.“Е1”, здания склада лит.“Г” и навеса лит.“Е”, расположенные на 5-м километре Ялтинского шоссе, г.Алушта, не усматривается. 

  Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

             1.Апелляционную жалобу прокурора города Алушты оставить без удовлетворения.

             2.Апелляционные жалобы частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” и дочернего предприятия “Алуштакурортпостач” закрытого акционерного общества  лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” удовлетворить.

             3.Пункты 3,4 резолютивной части решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года по делу №А83-3117/2011 (5002-28/3117-2011) отменить, принять в этой части новое решение:

            “ 3.В удовлетворении исковых требований в части признания частично недействительным пункта 1.5 решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета № 396 от 27 апреля 2011 года "Об оформлении права собственности" отказать.

             4.В удовлетворении исковых требований в части признания частично недействительным пункта 2 решения исполнительного комитета Маломаякского сельского совета № 339 от 23 сентября 2004 года "Об оформлении права собственности" отказать”.

             5.В остальной части решение хозяйственного суда  Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года по делу №А83-3117/2011 (5002-28/3117-2011) оставить без изменения. 

             6.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

                                                          

Председательствующий    судья                                     И.В. Антонова

Судьи                                                                                   Т.П. Фенько

                                                                                              Н.В. Воронцова