Постановление по делу № А83-245/2014

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

 17.12.2014

                                               Дело № А83-245/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  17.12.14

Постановление изготовлено в полном объеме  18.12.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                       Плута В.М.,

судей                                                                        Волкова К.В.,

                                                                                   Гонтаря В.И.,

при ведении протокола секретарем:  Саютиной Ю.Ю.

при участии: стороны не явились;

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Черноморском районе на решение хозяйственного суда Республики Крым от  01.09.2014 по делу №А83-245/2014

по иску Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Черноморском районе (ул.    Кирова,    6,пгт.    Черноморское,    Республика    Крым,    296400)
к  Государственному предприятию Агропромышленной фирмы "Прибрежная" (ул. Новая, д. 1,с. Медведево, Черноморский район, Республика Крым, 296447)

о взыскании 14421,37 руб.

            УСТАНОВИЛ:

            09.06.2014 Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Черноморском районе (далее - истец) обратилось в хозяйственный суд Республики Крым с иском к Государственному предприятию Агропромышленной фирмы "Прибрежная" (далее - ответчик) о взыскании 14421,37 руб.

            Исковое заявление мотивировано не возмещение ответчиком суммы фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, за март 2014 года,  в размере 3795,10 украинских гривен. Указанную суму, со ссылкой на постановление Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 № 1960-6/14 “О некоторых вопросах выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, пенсий и иных социальных выплат”, истец просил взыскать в российских рублях, при применении коэффициента перерасчета 3,8 (далее – Постановление № 1960-6/14).

            Решением хозяйственного суда Республики Крым от 01.09.2014 по делу № А83-245/2014 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца задолженность на выплату и доставку льготных пенсий за март 2014 года в сумме 3795,10 украинских гривен, в российских рублях по курсу Банка России на дату фактического платежа. Взыскано с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000,00 руб.

            В этой части решение мотивировано правомерностью и обоснованностью исковых требований. Кроме того, ответчиком не предоставлено суду доказательств уплаты суммы задолженности по возмещению расходов на выплату и доставку пенсий.

            Отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности на выплату и доставку льготных  пенсий за март 2014 года в сумме 14421,37 руб.

            В этой части решение обосновано тем, что задолженность за март 2014 года образовалась до принятия Постановления № 1960-6/14, поэтому коэффициент перерасчета с украинской гривны на российской рубль – 3,8 не применяется.  

            Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемое решение в части взыскания суммы и принять новое об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженность фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий в сумме 14421,37 руб.

            Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление в сумме 3795,10 грн., однако сумма указана не верно, т.к. управление в своих исковых требованиях просило взыскать сумму задолженности с перерасчетом суммы долга в рублях на основании Постановления № 1960-6/14, которая составляет 14421,37 руб. 

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 23.10.2014 апелляционную жалобу истца принято к производству.

 Коллегия судей, для рассмотрения апелляционной жалобы, автоматизированной информационной системой сформирован в следующем составе: председательствующий судья: Борисова Ю.В., судьи – Волков К.В., Гонтарь В.И.

Путем автоматического перераспределения дела № А83-245/2014 судья Борисова    Ю.В., в связи с длительным отпуском (приказ № 530/05 от 19.11.2014),  заменена на судью Плута В.М., в соответствии с ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (распоряжение  № 188/2014 от 03.12.2014).

             04.12.2014, 08.12.2014 и 17.12.2014 от истца поступили ходатайства, в которых он поддерживает апелляционную жалобу в полном объеме, а также просит рассмотреть дело без его участия по имеющимся в деле материалам.

             08.12.2014 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

   Частью 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

            Учитывая, что участие в судебном заседании это право, а не обязанность сторон, судебная коллегия решила, о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без их участия. Явка сторон не признавалась обязательной.

            Законность решения хозяйственного суда Республики Крым от 01.09.2014 проверена Севастопольским апелляционным хозяйственным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Основанием для обращения в хозяйственный суд, со ссылкой на нормы Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионом страховании” от 09.07.2003    г. № 1058-IV, является не возмещение ответчиком суммы фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий за март 2014 года в размере 3795,10 грн.   

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь” №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. (в редакции Федерального конституционного закона от 21.07.2014 №12-ФКЗ) (далее – Закон № 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

Частью 6.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части, касающейся исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 августа 2014 года в отношении:

1) организаций, местом нахождения которых является территория Республики Крым или территория города федерального значения Севастополя, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, сведения о которых внесены соответственно в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

2) созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя филиалов и (или) представительств российских организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц;

3) созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 18 марта 2014 года обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций.

Согласно п. 2 постановления Государственного Совета Республики Крым “О независимости Крыма” от 17.03.2014 № 1745-6/14 (далее – Постановление  № 1745-6/14) со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.

Таким образом, при разрешении вопроса о возмещении ответчиком фактических расходов на выплату и доставку пенсий законодательство Российской Федерации о пенсионном страховании не применяется, применяются положения пенсионного законодательства Украины.

Пунктом 3 Постановления № 1745-6/14 установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым “О Пенсионном фонде Республики Крым” от 26.03.2014 № 1826-6/14 утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым.

Согласно п. 1 указанного Положения, Пенсионный фонд Республики Крым (далее – Пенсионный фонд) является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Пункт 8 Временного положения предусматривает, что пенсионный фонд реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные управления в городах, районах, районах г.    Симферополя, которые создаются по решению Совета министров Республики Крым.

Согласно п. 1 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым в Черноморском районе (далее - Положение), утвержденного приказом начальника Пенсионного фонда Республик Крым от 26.03.2014 № 1, Управление подчинено Пенсионному фонду Республики Крым.

В соответствии с подпунктом п. 2.1 Положения, к основным задачам Управления отнесено взыскание в предусмотренном законодательством порядке своевременно не начисленных и/или не оплаченных сумм страховых взносов и других платежей.

Управление, согласно подпункту 8 п. 2.4 Положения, имеет право взыскивать в установленном порядке неуплаченные суммы страховых взносов и иных платежей с их плательщиков.

Как указывалось выше, требования истца состоят из задолженности по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных в соответствии с п. 2 Заключительных положений Закона Украины “Об общеобязательном государственно пенсионом страховании” (далее - Закон) в части пенсий, назначенных согласно п.п. “б”-“з” ст. 13 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” за март 2014 года.

15.04.2014 истцом в адрес ответчика был направлен расчет фактических расходов на выплату и доставку льготной пенсии назначенной в соответствии с Заключительными положениями Закона.

В соответствии с расчетом, общий размер расходов, подлежащий возмещению за март 2014 года, составляет 3795,10 грн.

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины” от 17.02.2000 № 1461-III порядок внесения платы на покрытие фактических расходов на выплату и доставку пенсий изменен. Так, норма, которая регулировала данный вопрос из ст. 13 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” исключена и урегулирован порядок покрытия расходов на выплату и доставку льготных пенсий путем введения отдельного вида сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование”.

Согласно с абз. 4 п. 4 ст. 2 и абз. 3 ст. 4 Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, должны платить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в 100 процентном размере от объекта налогообложения, которым является фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с п.п. “б”-“з” ст. 13 Закона Украины “О пенсионном обеспечении”, до достижении работниками пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственно пенсионом страховании”.

В соответствии с п. 6.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда Украины от 19.12.2003 № 21-1 (далее - Инструкция) возмещению подлежат расходы Пенсионного фонда на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях в соответствии с частью 2 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Частью 2 раздела XV Заключительных положений Закона установлено, что до введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до вступления в силу настоящего Закона.

Предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, покрывающую фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, кроме тех, кто был непосредственно занятые полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, начиная со дня вступления в силу настоящего Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до приобретения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.

Размер сумм к возмещению на текущий год определяется поступления доходов органов Пенсионного фонда Украины ежегодно в расчетах фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных в соответствии с ч. 2 Заключительных положений Закона (согласно приложениям 6 и 7), которые направляются предприятиям до 20-го января текущего года в течении 10 дней с вновь назначенных (пересчитанных) пенсий (п. 6.4 Инструкции).

Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчиком доказательств уплаты суммы задолженности по возмещению расходов на выплату и доставку льготных пенсий в размере 3795,10 грн. не предоставлено.

Кроме того, отсутствие в материалах дела возражений ответчика на иск, а также не обжалование решение суда первой инстанции, свидетельствует о согласии последнего с имеющейся задолженностью.

Истец просит взыскать суму задолженности, в перерасчете с украинской гривны на российской рубль по коэффициенту 3,8, в размере 14421,37 руб., на основании Постановления № 1960-6/14.

Данные исковые требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

 Так, Постановлением № 1960-6/14 определено, что выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, пенсий и иных социальных выплат, назначенных в соответствии с    законодательством Украины, осуществляется в российских рублях. До 1 января 2015 года перерасчет выплат, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, а также регистрация бюджетных обязательств и    проведение расчетов по бюджетам Республики Крым осуществляется с    использованием коэффициента перерасчета с украинской гривны на    российский рубль – 3,8.

Как указывалось выше, задолженность образовалась за март 2014 года, т.е. до принятия Постановления № 1960-6/14, поэтому коэффициент перерасчета с украинской гривны на российский рубль – 3,8 не применяется.

Так, в соответствии с нормами ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации  подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Пунктом 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.11.2002 № 70 "О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа.

Для иностранных валют и условных денежных единиц, котируемых Банком России, под официальным курсом понимается курс этих валют (единиц) к рублю, устанавливаемый Банком России на основании статьи 52 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Если Банк России не устанавливает курс иностранной валюты (условной денежной единицы) к рублю, арбитражный суд использует для пересчета предоставленные сторонами данные о курсе этой валюты (единицы), устанавливаемом уполномоченным органом (банком) соответствующего государства или международной организацией к одной из иностранных валют или условных денежных единиц, котируемых Банком России.

Сторонами курс и дата перерасчета установлены не были.

Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, перерасчет суммы денежного обязательства, подлежащего исполнению должником и выраженного в иностранной валюте (гривне), должен быть произведен судебным приставом в порядке, предусмотренном ст. 72 Федерального закона "Об исполнительном производстве", на дату фактического платежа.

            Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 3795,10 украинских гривен, в российских рублях по курсу Банка России на дату фактического платежа.

            Относительно доводов апелляционной жалобы следует отметить, что коэффициент перерасчета с украинской гривны на российский рубль по коэффициенту – 3,8 не может быть применен, поскольку период задолженности ответчика март 2014 года, а Постановление № 1960-6/14 вступило в силу с 01.04.2014 (п. 4) и обратной силы не имеет. 

Пунктом 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителей жалоб.

            Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Севастопольский апелляционный хозяйственный суд       

ПОСТАНОВИЛ:

    1. Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Черноморском районе - оставить без удовлетворения.

    2. Решение хозяйственного суда Республики Крым от 01.09.2014 года по делу №    А83-245/2014 - оставить без изменения.

             3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию в соответствии со статьями 271, 273, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

            Председательствующий                                       В.М. Плут

            Судьи                                                                       К.В. Волков

                                                                                              В.И. Гонтарь                     

Сервис временно не доступен