Постановление по делу № 919/255/13-г
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
30.05.2014 |
Дело № 919/255/13-г |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.14
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Антоновой И.В.,
судей Градовой О.Г.,
Воронцовой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной Е.Ю.
при участии:
от истца: Куницын Алексей Викторович, доверенность б/н от 13.05.2014 года, общественная организация “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха;
от истца: Анохин Александр Михайлович, выписка из протокола №13 от 09.09.2013 года, руководитель общественная организация “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха;
рассмотрев апелляционную жалобу общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха
на решение хозяйственного суда города Севастополя от 06.02.2014 года (судей Плиевой Н.Г., Лотовой Ю.В., Харченко И.А.)по делу № 919/255/13-г
по иску общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха (ул.Б.Михайлова, д.12-96, г.Севастополь, 299000)
к инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе (пл.Восставших, д.6, комната 301, г.Севастополь, 299000)
о признании постановления недействительным
У С Т А Н О В И Л :
Общественная организация “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха обратилась в хозяйственный суд города Севастополя с исковым заявлением к инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе, в котором просила признать неправомерными действия инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе по вынесению постановления №109-201/Ю от 12.02.2013 года; признать недействительным постановление №109-201/Ю от 12.02.2013 года о наложении на общественную организацию “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха штрафа в размере 11470,00 грн.
Определением хозяйственного суда города Севастополя от 14.11.2013 года прекращено производство по делу в части исковых требований о признании неправомерными действий инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе по вынесению постановления №109-201/Ю от 12.02.2013 года.
Решением хозяйственного суда города Севастополя от 06 февраля 2014 года в иске отказано.
Утверждая, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, общественная организация “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха обратилась в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение хозяйственного суда города Севастополя от 06 февраля 2014 года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В качестве обоснования апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о законности и обоснованности вынесения инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе постановления №109-201/Ю от 12.02.2013 года о наложении на общественную организацию “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха штрафа, поскольку при вынесении указанного постановления ответчиком были нарушены порядок и сроки привлечения к ответственности лица, виновного в совершении правонарушения в сфере градостроительства.
В судебном заседании, назначенном на 27.05.2014 года, представители общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха поддержали доводы апелляционной жалобы.
Определением от 21 марта 2014 года апелляционная жалоба принята к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда коллегией судей в составе: председательствующий судья Антонова И.В., судьи Воронцова Н.В., Фенько Т.П.
На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22 апреля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” им.Н.К.Рериха на решение хозяйственного суда города Севастополя от 06.02.2014 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.
В связи с болезнью судьи Фенько Т.П. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 27 мая 2014 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Градову О.Г.
В судебное заседание, назначенное на 13 мая 2014 года, представитель ответчика – инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Поскольку ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
При рассмотрении дела Севастопольским апелляционным хозяйственным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодексу Российской Федерации, установлено следующее.
Из материалов дела усматривается, что 19 ноября 2010 года инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе была проведена внеплановая проверка объекта строительства по адресу: садовое товарищество “Строитель СУ-432”, уч.63 г.Севастополь, по результатам которой общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” было выдано предписание от 29.08.2011 года о прекращении строительных работ; необходимости предоставления разрешительной документации в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе на проведение строительных работ, документов ввода в эксплуатацию объекта строительства, проектной документации, документов, подтверждающих проведение авторского и технического надзора, до 29.09.2011 года; устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных норм, стандартов и правил и добровольном сносе хозяйственных построек в срок до 29.10.2011 года.
01 февраля 2013 года инспекция государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе вновь провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил общественной организацией “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель”, в ходе которой установила, что предписание от 29.08.2011 года общественной организацией “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” не выполнено. По результатам проверки Инспекцией был составлен протокол №95-201/Ю от 01.02.2013 года о правонарушении в сфере градостроительной деятельности.
12 февраля 2013 года инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе вынесено постановление №109-201/Ю от 12.02.2013 года о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности, которым общественная организация “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного абзацем 2 пункта 1 части 6 статьи 2 Закона Украины “Об ответственности за правонарушение в сфере градостроительной деятельности”, за что на правонарушителя был наложен штраф в сумме 11470,00 грн.
Считая постановление незаконным, истец обратился в хозяйственный суд города Севастополя с данным иском.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” на основании следующего.
В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Учитывая, что правоотношения между сторонами по данному делу возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции при разрешении спора продолжает применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения.
В соответствии со статьей 41 Закона Украины “О регулировании градостроительной деятельности” государственный архитектурно-строительный контроль – совокупность средств, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил. Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля во время проверки, в том числе, имеют право:
1) беспрепятственного доступа к месту строительства объектов и к объектам, которые подлежат обязательному исследованию;
2) составлять протоколы о совершении правонарушений, акты проверок и накладывать штрафы в соответствии с законом;
3) выдавать обязательные для исполнения предписания относительно:
а) устранения нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил;
б) прекращения подготовительных и строительных работ, которые не отвечают требованиям законодательства, в том числе, строительным нормам, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительному паспорту застройки земельного участка, производятся без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения и разрешения на выполнение строительных работ;
4) проводить проверку соответствия выполнения подготовительных и строительных работ требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил, утвержденным проектным требованиям, решениям, техническим условиям, своевременности и качеству проведения предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемке, замеров, испытаний, а также ведения журналов работ, наличия в предусмотренных законодательством случаях паспортов, актов и протоколов испытаний, сертификатов и другой документации.
На основании пункта 1 части первой статьи 34 указанного Закона заказчик имеет право выполнять строительные работы после направления заказчиком сообщения о начале выполнения строительных работ центральному органу исполнительной власти, которые реализует государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля (дальше – органы государственного архитектурно-строительного контроля), - относительно объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, которые не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ согласно перечню объектов строительства, утвержденного центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере градостроительства. Форма уведомления о начале выполнения строительных работ и порядок его подачи определяются центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики в сфере градостроительства.
Статьей 1 Закона Украины “Об ответственности за правонарушение в сфере градостроительной деятельности” предусмотрено, что правонарушением в сфере градостроительной деятельности являются противоправные деяния (действия или бездействия) субъектов градостроительства – юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных законодательством, строительными нормами, государственными стандартами и правилами. Совершение субъектами градостроительства правонарушений в сфере градостроительной деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную этим и другими законами Украины.
Как свидетельствуют материалы дела, предписание инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе от 29.08.2011 года об устранении общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности в установленном порядке не обжаловалось, не отменялось, а, следовательно, является обязательным для исполнения.
При этом материалы дела не содержат доказательств исполнения истцом требований указанного предписания.
В соответствии с частью шестой статьи 2 Закона Украины “Об ответственности за правонарушение в сфере градостроительной деятельности” субъекты градостроительства несут ответственность в виде штрафа за такие правонарушения:
1) невыполнение предписаний центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля относительно: устранения нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил – в размере десяти минимальных заработных плат; прекращения подготовительных и строительных работ, которые не отвечают требованиям законодательства, в том числе строительным нормам, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительному паспорту застройки земельного участка, выполняются без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ, - в размере восемнадцати минимальных заработных плат.
Материалами дела подтверждается факт невыполнения истцом предписания органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительство, что свидетельствует о наличии оснований для наложения на него штрафа.
Кроме того, что 25 ноября 2010 года в отношении директора общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” Анохина А.М. был составлен протокол о правонарушении в сфере градостроительства и 21 декабря 2010 года вынесены постановления о наложении на Анохина А.М. штрафа в размере 850,00 грн. и 285,00 грн.
Согласно квитанциям №2371480 от 22.12.2010 года и №2371475 от 22.12.2010 года Анохин А.М. оплатил штрафы в размере 850,00 грн. и 285,00 грн., что, как правильно отметил суд первой инстанции, свидетельствует о признании руководством общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” в лице ее директора вины в совершении правонарушений в сфере градостроительства.
Также суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истца о том, что им было направлено в адрес инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе уведомление о начале выполнения строительных работ, которое, по мнению общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель”, является разрешительным документом на строительство, в том числе и хозяйственных построек, поскольку общая площадь двух строящихся строений, а именно - жилого дома и хозяйственной постройки составляет 380,6 кв.м, в то время как в указанном уведомлении сообщается о начале строительства только жилого дома площадью 266,00 кв.м.
Коллегия судей также считает необоснованными доводы истца о незаконности постановления от 12.02.2013 года о наложении штрафа ввиду нарушения установленного порядка его вынесения.
Так, пунктом 1 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины №553 от 23.05.2011 года, государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется Госархстройинспекцией и ее территориальными органами (далее - инспекции).
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется по территориальному принципу (в пределах областей) в порядке проведения плановых и внеплановых проверок.
Пунктом 16 Порядка по результатам государственного архитектурно-строительного контроля должностным лицом инспекции составляется акт проверки в соответствии с требованиями, установленными этим Порядком.
Согласно пункту 17 Порядка в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, кроме акта проверки, составляется протокол вместе с предписанием устранения нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил или предписанием о прекращении подготовительных и строительных работ, которые выполняются без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ (далее - предписание).
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление №109-201/Ю от 12.02.2013 года вынесено на основании протокола о совершении правонарушения в сфере градостроения №95-201/Ю от 01.02.2013 года, предписания о прекращении строительных работ №91-201/Ю от 01.02.2013 года и акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности от 01.02.2013 года, которые были составлены инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе по результатам проведенной проверки в соответствии с требованиями Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.
Также является верным вывод суда первой инстанции о наложении штрафа на общественную организацию “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” в пределах срока, установленного частью 11 статьи 2 Закона Украины “Об ответственности за правонарушение в сфере градостроительной деятельности”, в соответствии с которой штраф может быть наложен на субъектов градостроительства на протяжении шести месяцев с дня выявления правонарушения, но не позднее чем через три года с дня его совершения, поскольку проверка строительства, осуществляемого истцом, была проведена 29.08.2011 года, а постановление о наложении штрафа вынесено инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе 12.02.2013 года, то есть в пределах установленного законом трехлетнего срока.
Перечень изложенного свидетельствует о том, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанность, а также соответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и правильное применение судом первой инстанции норм материального, процессуального права свидетельствует об отсутствии оснований для отмены решения хозяйственного суда города Севастополя от 06 февраля 2014 года.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Апелляционную жалобу общественной организации “Севастопольский городской центр детского творчества “Уриель” оставить без удовлетворения.
2.Решение хозяйственного суда города Севастополя от 06 февраля 2014 года по делу №919/255/13-г оставить без изменения.
3.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.В. Антонова
Судьи О.Г. Градова
Н.В. Воронцова
Опубликовано: 05.06.2014 12:53 Обновлено: 08.05.2023 13:24