Постановление по делу № 5002-22/2746-2011

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

 18.06.2014

Дело № 5002-22/2746-2011

Резолютивная часть постановления объявлена  16.06.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме  18.06.2014.

            Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                              Балюковой Е.Г.,

судей                                                             Антоновой И.В.,

                                                                       Дмитриева В.Е.,

при ведении протокола секретарем с/з Мосейчук М.А.,

при участии:

прокурора – не явился;

от истца – Максимова В.В., доверенность №01-01/905 от 07.05.2014 (Совет Министров Республики Крым);

от истца – не явился (Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым);

от ответчика – не явился (Черноморская районная государственная администрация);

от ответчика – Риккер Т.И., доверенность б/н от 28.04.2014 (Обслуживающий кооператив "Звездный");

от третьего лица – не явился (Черноморский районный совет);

от третьего лица – не явился (Новоивановский сельский совет);

 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу обслуживающего кооператива "Звездный" на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Калиниченко А.А.) от 05.10.2011 по делу № 5002-22/2746-2011

 

по иску Заместителя прокурора Автономной Республики Крым (ул. Севастопольская, 21, г. Симферополь, 295015) в интересах государства в лице Совета Министров Автономной Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, 295000), Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым (ул. Кечкеметская, 114, г. Симферополь, 295038)

к Черноморской районной государственной администрации (ул. Кирова, 16, пгт. Черноморское, Черноморский р-н, 296400), обслуживающему кооперативу "Звездный" (пер. Больничный,  3а, кв. 2, пгт. Черноморское, Черноморский р-н, 296400; ул. Речная, 9, г. Симферополь, 295000),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора на стороне первого ответчика: Черноморский районный совет (ул. Кирова, 16, пгт. Черноморское, Черноморский р-н, 296400), Новоивановский сельский совет (ул. Ленина, 15, п. Новоивановка, Черноморский р-н, 296433)

о признании недействительными распоряжения и договора аренды земли, побуждении к возврату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В июне 2011 года заместитель прокурора АР Крым в интересах государства в лице Совета Министров АР Крым и Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым обратился в хозяйственный суд АР Крым с иском к Черноморской районной государственной администрации и обслуживающему кооперативу "Звездный" о признании недействительным распоряжения Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008 №578-р и договора аренды земельного участка №74 от 03.06.2008, заключенного между Черноморской районной государственной администрацией и обслуживающим кооперативом "Звездный",  а так же об обязании возвратить государству в лице Черноморской районной государственной администрации земельный участок площадью 8,6122 га, стоимость которого составляет 986041,00 грн.

Исковые требования обоснованы тем, что оспариваемым распоряжением Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008 №578-р утвержден проект землеустройства по отводу и передаче в аренду сроком на 49 лет обслуживающему кооперативу "Звездный" земельного участка площадью 8,6112 га для размещения дачного кооператива за пределами населенного пункта. При этом, указанный земельный участок выделен из земель запаса сельскохозяйственного назначения (пастбища) с последующим ее использованием в качестве рекреационной территории, на которой будет проводится строительство дачного кооператива, с превышением Черноморской райгосадминистрацией полномочий по распоряжению этим земельным участком, в связи с чем оспариваемое распоряжение № 578-р является незаконным и подлежит отмене, как и заключенный на его выполнение договор. Кроме того, прокурор, ссылаясь на предписания статей 124, 134 и пункт 1 Переходных положений Земельного кодекса Украины, отмечал  необходимость проведения в данном случае земельных торгов.

Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 05.10.2011 исковые требования удовлетворены частично, а именно: признано недействительным распоряжение Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008  №578-р; признано недействительным договор аренды земельного участка №74 от 03.06.2008, заключенный между Черноморской районной государственной администрацией и обслуживающим кооперативом "Звездный".

В удовлетворении исковых требований об обязании вернуть государству в лице Черноморской районной государственной администрации земельный участок площадью 8,6122 га, стоимостью 986041,00 грн., отказано.

Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 08.12.2011 решение хозяйственного суда АР Крым от 05.10.2011 было отменено частично и отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 20.04.2012 постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 08.12.2011 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 21.11.2013 решение хозяйственного суда АР Крым от 05.10.2011 отменено в части удовлетворения исковых требований и принято в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании недействительным распоряжения Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008 №578-р и о признании недействительным договора аренды земельного участка №74 от 03.06.2008, заключенного между Черноморской районной государственной администрацией и ОК "Звездный", отказано.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 04.03.2014 постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 21.11.2013 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В своём постановлении от 04.03.2014 Высший хозяйственный суд Украины указал на то, что судом апелляционной инстанции не были установлены все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, в частности, относительно определения правовой природы спорного земельного участка, а следовательно, и наличия или наоборот, у Черноморской районной государственной администрации соответствующих полномочий на распоряжение спорным земельным участком, исходя из предписаний статей 50, 51 и 122 Земельного кодекса Украины в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 05.05.2014 дело № 5002-22/2746-2011 принято к производству и назначено к рассмотрению коллегией судей: председательствующий судья - Балюкова К.Г., судьи – Фенько Т.П., Антонова И.В.

19.05.2014 в канцелярию суда от третьего лица (Новоивановский сельский совет) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2014 судебное разбирательство было отложено на 16.06.2014.

26.05.2014 в канцелярию суда от прокуратуры Республики Крым поступило заявление, которым прокурор вступил в дело и поддержал исковые требования.

Распоряжением и.о. председателя суда от 16.06.2014 судья Фенько Т.П. в связи с болезнью заменена на судью Дмитриева В.Е.

16.06.2014 от ответчика (Черноморская районная государственная администрация) и третьего лица (Черноморский районный совет) поступили ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание.

Судебная коллегия считает данные ходатайства не подлежащими удовлетворению, поскольку невозможность обеспечить явку одного представителя не лишает участников процесса возможности обеспечить явку другого представителя. Более того, ответчиком и третьим лицом не представлены доказательства участия представителей в другом судебном процессе и нахождения в отпуске.

От ответчика  (Обслуживающий кооператив "Звездный") также поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием в деле нового представителя кооператива с целью ознакомления его с материалами дела и подготовки письменных пояснений.

Явившийся в судебное заседание представитель обслуживающего кооператива “Звездный” поддержала указанное выше ходатайство.

Судебная коллегия отказала в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела, поскольку предыдущее судебное заседание 22.05.2014 было отложено судом по ходатайству того же ответчика. Кроме того, новый  представитель стороны  не является новым участником процесса,  доверенность представителю Риккер Т.И.  была выдана 28.04.2014, таким образом  представитель был осведомлён о дате рассмотрении дела и имел достаточно времени для ознакомления с его материалами.

Прокурор, ответчик (Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым) участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Представитель ответчика (Обслуживающий кооператив "Звездный") в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.

Представитель истца (Совет Министров Республики Крым) в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта, исходя из следующего.

Судом установлено, что 20.02.2007 решением 10 сессии 5 созыва Новоивановского сельського совета Черноморского района решено ходатайствовать перед Черноморской районной государственной администрацией о выделении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 6 га из земель запаса Новоивановского сельського совета обслуживающему кооперативу “Звездный” сроком на 49 лет в районе Аблямитского моста в контуре №1175; считать передаваемый земельный участок – землями, связанными с обслуживанием жителей территориальных громад Черноморского района (т.1., л.д. 139, обратная сторона).

12.06.2007 решением 18 сессии 5 созыва Черноморского районного совета №219 “О рассмотрении ходатайства обслуживающего кооператива “Звездный” решено считать строительство дачных коттеджей на землях запаса Новоивановского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым в районе Аблямицкого моста в контуре №1175 объектом, связанным с обслуживанием жителей территориальных громад Черноморского района (т.1, л.д. 140).

15.10.2007 распоряжением №855-р Черноморской районной государственной администрации были утверждены материалы согласования местоположения и размера земельного участка площадью 8,6122 га для размещения и обустройства дачного кооператива за пределами границ населенных пунктов; разрешено ОК "Звездный" составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду, в том числе с учетом решения № 146 от 19.06.2007 Новоивановского сельского совета о согласовании отвода земельного участка площадью 8,6122 га (т.1, л.д. 44,46).

30.05.2008 распоряжением Черноморской районной государственной администрации №578-р (т.1, л.д. 8) решено:

1) утвердить проект землеустройства по отводу и передаче в аренду сроком на 49 лет земельного участка ОК "Звездный" для строительства и обслуживания дачного кооператива, связанного с обслуживанием жителей территориальных громад, за пределами границ населенных пунктов в районе Аблямитского моста, в контуре 1175, на землях Новоивановского сельского совета Черноморского района АРК;

2) передать ОК "Звездный" в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 8,6122 га (кадастровый № 0125685600:07:001:0073), в том числе по угодьям: гр.12 пастбища, расположенный в районе Аблямитского моста, в контуре 1175, за пределами границ населенных пунктов, из земель Новоивановского сельского совета Черноморского района Автономной республики Крым, для строительства и обслуживания дачного кооператива, связанного с обслуживанием жителей территориальных громад.

Распоряжением №578-р также обязано ОК "Звездный" возместить потери сельскохозяйственного производства; заключить договор аренды, исполнять обязанности землепользователя в соответствии с требованиями ст.96 Земельного кодекса Украины; установлены ограничения прав на использование земельного участка.

03.06.2008 между Черноморской районной государственной администрацией (арендодатель) и ОК "Звездный" (арендатор) был заключен договор аренды земли № 74 сроком на 49 лет, по условиям которого арендатору передан земельный участок площадью 8,6122 га (кадастровый № 0125685600:07:001:0073) для строительства и обслуживания дачного кооператива, связанного с обслуживанием жителей территориальных громад, расположенный за пределами границ населенных пунктов в районе Аблямитского моста, в контуре 1175, на землях Новоивановского сельского совета Черноморского района АРК (т.1, л.д. 10-13).

Предметом спора по данному делу являются требования о признании недействителыми распоряжения Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008 № 578-р, договора аренды земли №74 от 03.06.2008 года, заключенного между Черноморской районной государственной администрацией и обслуживающим кооперативом "Звездный", о возврате государству земельного участка. Требования мотивированы превышением Черноморской районной государственной администрацией полномочий по распоряжению спорным земельным участком, исходя из предписаний статьи 122 Земельного кодекса Украины.

Как ранее указывалось апелляционным судом в определении от 05.05.2014, в соответствии с нормами статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №     6-ФКЗ  "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" рассмотрение дела осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В то же время, согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

            В связи с тем, что нормы Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №     6-ФКЗ не имеют обратного действия, то на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения.      

Таким образом, применению подлежат нормы процессуального законодательства, которые установлены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а нормы материального права будут применяться, с учетом времени возникновения правоотношений, в том числе спорных. При этом, нормы материального права украинского законодательства будут применяться с учетом отсутствия противоречий их  нормам российского законодательства.   

Согласно статье 2 Земельного кодекса Украины земельные отношения - это общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей. Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины земля является объектом права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилой и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесохозяйственного назначения; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Частями 1 и 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения от 30.05.2008) установлено, что отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Пунктом 12 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины предусмотрено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Законом Украины "О местных государственных администрациях" определено организацию, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций и статьей 1 предусмотрено, что местная государственная администрация в пределах своих полномочий осуществляет исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также реализует полномочия, делегированные ей соответствующим советом.

В соответствии со статьей 15 этого Закона в управлении соответствующих местных государственных администраций находятся объекты государственной собственности, переданные им в установленном законом порядке. В случае делегирования местным государственным администрациям районными или областными советами соответствующих полномочий в их управлении находятся также объекты общей собственности территориальных общин.

Местная государственная администрация распоряжается землями государственной собственности в соответствии с законом (пункт 2 статьи 21 Закона).

Статьей 1 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" и Указом Президента Украины от 22.07.1998 № 810/98 "О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине" закреплено, что территориальная община - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.

Согласно части 3 статьи 122 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого распоряжения от 30.05.2008) районные государственные администрации на их территории предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для:

а) сельскохозяйственного использования;

б) ведение водного хозяйства, кроме случаев, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи;

в) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, учреждений культуры, больниц, предприятий торговли и т.д.), кроме случаев, определенных частью седьмой настоящей статьи.

Возражая на иск, ответчик утверждает, что Черноморская районная государственная администрация имела полномочия на принятие решения об утверждении проекта землеустройства и передачу земельного участка Обслуживающему кооперативу “Звездный” за пределами населенных пунктов для строительства объекта, связанного с обслуживанием жителей общины Черноморского района, в аренду  с изменением с изменением категории земель.

Как усматривается из содержания оспариваемого распоряжения Черноморской районной государственной администрации №578-р от 30.05.2008 обслуживающему кооперативу "Звездный" в аренду сроком на 49 лет передан земельный участок для строительства и обслуживания дачного кооператива, связанного с обслуживанием жителей территориальной общины.

В соответствии с пунктами 15 и 16 оспариваемого договора аренды земли от 03.06.2008 №74 обслуживающему кооперативу "Звездный" передан в аренду земельный участок по целевому назначению - земли рекреационного назначения, для строительства и обслуживания  кооператива.

При этом, земельный участок предоставлен в аренду из земель сельскохозяйственного назначения (пастбища). 

Статьей 50 Земельного кодекса Украины установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристических и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации (статья 51 указанного Кодекса).

Из выше указанного следует, что земельный участок, предоставленный в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, в дальнейшем по распоряжению администрации предполагался для использования в качестве рекреационной территории, на которой будет проводится строительство дачного кооператива.

В соответствии с положениями статей 20, 122 Земельного кодекса Украины изменение целевого назначение земельного участка и предоставление его в собственность или пользование осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Учитывая месторасположения земельного участка, указанные властные полномочия относительно нее осуществляются Черноморскою райгосадминистрациею.

Однако, в части предоставления земельного участка в собственность или пользование, изменения его целевого назначения, полномочия Черноморской районной администрации ограничиваются положениями ч.3 ст.122 Земельного кодекса Украины и пунктом 8 Постановления Кабинета Министров Украины № 502 от 11.04.2002, а именно наличием у  Черноморской районной администрации  полномочий только относительно принятия решений относительно земельных участков, которые в будущем должны использоваться под строительство объектов связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района.

Кроме того, объект, который будет сооружен на земельном участке – дачный кооператив, к объектам, связанным с обслуживанием жителей территориальной громады района не относится, поскольку согласно п.1.2. Устава обслуживающего кооператива "Звездный", утвержденного учредительным собранием 20.11.2006, его членами могут быть работники органов внутренних дел и члены их семей, а также пенсионеры – бывшие работники органов внутренних дел и члены их семей.

То есть, объекты, которые предусматриваются для размещения на земельном участке, предоставленном в аренду ОК “Звездный” - дачные строения (коттеджи) нельзя отнести к числу объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района, поскольку они не могут быть использованы в хозяйственной деятельности, связанной с обслуживанием (оказанием услуг) неопределенному кругу лиц из числа жителей территориальной общины района, а будут удовлетворять потребности только конкретных лиц владельцев дачных зданий – членов кооператива.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что Черноморская районная государственная администрация превысила представленные ей законом полномочия и приняла незаконное распоряжение № 578-р, поскольку органом, уполномоченным осуществлять функции по распоряжению землями государственной собственности от имени государства является Совет Министров Автономной Республики Крым.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение Черноморской районной государственной администрации от 30.05.2008 №578-р “Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в аренду для строительства и обслуживания дачного кооператива “Звездный” принято с превышением предоставленных райгосадминистрации полномочий, не соответствует нормам законодательства и подлежит признанию недействительным, как и договор аренды земли №74 от 03.06.2008, заключенный на исполнение указанного распоряжения.

Более того, определением Высшего административного суда Украины от 10.07.2013 по делу № К/800/6266/13 (дело № 2а-11348/11/0170/2) оставлено без изменений постановление Севастопольского апелляционного административного суда от 14.01.2013 по данному делу, которым было отменено постановление окружного административного суда АР Крым от 05.12.2011 и принято новое решение по делу, удовлетворены исковые требования Заместителя прокурора АР Крым об отмене решения Черноморской районной государственной администрации от 12.06.2007 № 219 “О рассмотрении ходатайства обслуживающего кооператива “Звездный”, которым было решено считать строительство дачных коттеджей на землях запаса Новоивановского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым в районе Аблямицкого моста в контуре №1175 объектом, связанным с обслуживанием жителей территориальных громад Черноморского района (т. 3, л.д. 96-97).

В данном определении Высший административный суд Украины также указывает, что строительство дачных коттеджей на землях запаса Новоивановского сельского совета в районе Аблямицкого моста в контуре №1175 не является объектом, связанным с обслуживанием жителей территориальной громады Черноморского района.

Таким образом, основополагающее решение №219, дающее полномочия  Черноморской районной администрации относительно распоряжения спорными землями из земель запаса Новоивановского сельского совета, на котором основывались все последующие действия Черноморской районной администрации относительно распоряжения спорным земельным участкам, признано недействительным, что бесспорно подтверждает правильность выводов суда первой инстанции по данному делу о незаконности решения об утверждении проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка и передачу его в аренду, принятое Черноморской районной администрацией № 578-р от 30.05.2008  и заключенного на основе такого решения ответчиками договор аренды земля № 74 от 03.06.2008.

Относительно требований прокурора об обязании возвратить государству в лице Черноморской районной государственной администрации земельный участок площадью 8,6122 га, стоимость которого составляет 986041,00 грн.,  в удовлетворении которых судом первой инстанции было отказано, судебная коллегия указывает следующее.

Прокурором был заявлен иск в интересах государства в лице Совета министров АР Крым и Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым, следовательно, именно эти органы приобрели статус истцов в деле.

В то же время, в пункте 5 просительной части искового заявления прокурор просит: “Обязать вернуть государству в лице Черноморской районной государственной администрации земельный участок площадью 8,6122 га, стоимость которой составляет 986041 гривен”.

Прокурором в исковом заявлении не указано, кому именно из ответчиков адресовано это требование, более того, прокурор просит суд обязать одного из ответчиков совершить определенные действия не в отношении истца, а в отношении одного из ответчиков.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что исковые требования прокурора относительно обязательства вернуть земельный участок удовлетворению не подлежат.

Повторно рассматривая дело в апелляционном порядке, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.  Как уже указано выше,  на момент апелляционного пересмотра решения от 05.10.2011, был принят Федеральный  конституционный  закон от 21.03.2014 №     6-ФКЗ  "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Согласно статье 6 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С учетом содержания указанной нормы, судебная коллегия считает, что произошедшие изменения государственного устройства и преобразования органов государственной власти, в том числе принимающих участие в рассмотрении данного дела, имеющие место на территории Республики Крым и города Севастополе в период после 21.03.2014, не влияют на оценку судом законности  принятых ранее местными органами власти решений, заключенных договоров, являющихся предметом рассмотрения по данному делу.

По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции считает, что  хозяйственным судом Автономной Республики Крым при принятии обжалуемого решения были полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела,  выводы  суда соответствуют указанным обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Апелляционную жалобу  обслуживающего кооператива "Звездный" оставить без удовлетворения.

2. Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 05.10.2011 по делу № 5002-22/2746-2011 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке, определенном главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации  и  статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ  "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

 

Председательствующий                                                   Е.Г. Балюкова

 

Судьи                                                                                   И.В. Антонова

 

                                                                                              В.Е. Дмитриев

Опубликовано: 20.06.2014 20:40 Обновлено: 08.05.2023 13:24