Постновление по делу № 919/851/13

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

 10.07.2014

Дело № 919/851/13

Резолютивная часть постановления объявлена  03.07.14

Постановление изготовлено в полном объеме  10.07.14

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:

председательствующего                                                                          Котляровой Е.Л.,

судей                                                                                                            Воронцовой Н.В.,

                                                                                                                      Проценко А.И.,

при ведении протокола секретарем  Лепехиной Е.Ю.

при участи представителей сторон:

стороны не явились

рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Строитель” на решение хозяйственного суда города Севастополя (судья Самоходская Д.О.) от 21 ноября 2013 года по делу № 919/851/13

по иску Севастопольского городского совета (ул. Ленина, 3,Севастополь,99011) 

к Обществу с ограниченной ответственностью “Строитель” (ул. Фиолентовское шоссе, 1/1,Севастополь,99053) 

с участием третьего лица которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца:

Управление по вопросам земельных и водных отношений  и градостроительства (ул. Ленина, 3,Севастополь,99011)

о внесении изменений в договор аренды земельного участка

по встречному иску

Общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (ул. Фиолентовское шоссе, 1/1, Севастополь, 99053)

к Севастопольскому городскому совету (ул. Ленина, 3, Севастополь, 99011)

об изменении условий договора аренды земельного участка

УСТАНОВИЛ:

                        Решением хозяйственного суда города Севастополя от 21 ноября 2013 по делу № 919/851/13 первоначальный иск Севастопольского городского совета к Обществу с ограниченной ответственностью “Строитель” о внесении изменений в договор аренды земельного участка удовлетворён частично.

            Внесены изменения в условия заключенного между Севастопольским городским советом и обществом с ограниченной ответственностью "Строитель" договора аренды земельного участка от 14 июня 2004 года, зарегистрированного 08 июля 2004 года, регистрационный номер 137, путем изложения пунктов договора, предложенных истцом, в новой редакции. В удовлетворении остальных исковых требований отказано.

            Встречный иск Общества с ограниченной ответственностью "Строитель" к Севастопольскому городскому совету удовлетворен частично.

            Удовлетворены полностью исковые требования, в части содержания преамбулы, пунктов 2.3., 4.2., 4.4., 4.5., 4.7., 4.10.-4.13., 5.5., 8.3., Подпунктов б), т), в) пункта 9.2.2 . раздела 9 Договора, а также по предложения об оставлении без изменений остальных пунктов Договора.

            В удовлетворении остальных исковых требований отказано.

            Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, 31 декабря 2013 общество с ограниченной ответственностью "Строитель" обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части:

            - Применения ставки арендной платы в 5% от нормативной денежной оценки земельного участка, установив ее в размере 3%;

            - Указать в резолютивной части решения о неприменение повышающих коэффициентов 2 к ставке арендной платы на срок действия решения № 5408 Севастопольского городского совета по Договору аренды земельного участка общей площадью 0,6007 га., расположенной по Фиолентовскому шоссе 6.1 в г. Севастополе.

            В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменений.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 15 января 2014 года заявителю апелляционной жалобы восстановлен срок на ее подачу, и апелляционная жалоба принята к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда и назначено рассмотрение дела на 13 февраля 2014.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 13 февраля 2014 рассмотрение дела отложено на 13 марта 2014.

            Распоряжением исполняющего обязанности секретаря судебной палаты Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 18 марта 2014 года изменен состав судебной коллегии, судью Сикорскую Н.И. заменено на судью Котлярову Е.Л., судью Градову О.Г. заменено на судью Проценко А.И. и судью Евдокимова И.В. заменено на судью Воронцову Н.В.

            Председательствующим по делу назначено судью Котлярову Е.Л.

             18 марта 2014 года в канцелярию суда от Общества с ограниченной ответственностью "Строитель" поступили дополнительные доказательства, которые судом приобщены к материалам дела.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 13 мая 2014 года апелляционная жалоба принята к производству по процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и назначена к рассмотрению на 23 июня 2014 года на 15 час. 30 мин.

             23 июня 2014 года представителем Севастопольского городского совета, через канцелярию суда, поданы дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

            Стороны в судебном заседании присутствовали и высказали свои доводы и возражения.

            Также по ходатайству Севастопольского городского совета, суд совершил замену наименования истца на Законодательное собрание города Севастополя.

            Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 23 июня 2014 года судебное разбирательство было отложено на 03 июля 2014 года.

             03 июля 2014 года стороны в судебное заседание не явились, о доте и месте проведения судебного заседания были оповещены должным образом.

            Стоит отметить, что стороны присутствовали в судебных заседаниях, давали пояснения и высказывали возражения. В виду того, что явка в судебное заседание сторон, обязательной не признавалась, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в отсутствие представителей сторон.

Законность решения     хозяйственного суда города Севастополя проверена Севастопольским апелляционным хозяйственным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев материалы дела, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

14 июня 2004 года между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Строитель" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, который был зарегистрирован 08 июля 2004 года под № 137, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок для строительства жилых многоквартирных домов, расположенного по адресу: г. Севастополь Фиолентовское шоссе, 1 (далее - Договор) (л.д. 28-34, т.1).

Согласно пункту 2.1. Договора в аренду передается земельный участок общей площадью 0,6007 га.

Пунктом 3.1. Договора определено, что он заключен сроком до 01 сентября 2028 года.

В соответствии с пунктом 2.3. Договора в редакции Дополнительного соглашения от 16 октября 2009 года, нормативная денежная оценка с учетом коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за 2007, 2008 г.г. составляет:

а) на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию 813776 х 1,028 х 1,152 = 963719,11 грн (девятьсот шестьдесят три тысячи семьсот девятнадцать грн 11 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке № 1521/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

б) на следующий период: 4068879 грн х 1,028 х 1,152 = 4818594,37 грн (четыре миллиона восемьсот восемнадцать тысяч пятьсот девяносто четыре грн. 37 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года.

Пунктом 4.1. Договора в редакции Дополнительного соглашения от 16 октября 2009 года, стороны оговорили, что годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” от 03 июня 2008 года № 309-VI в размере 3% (трех процентов) от нормативной денежной оценки земельного участка.

Согласно пункту 4.2. Договора в редакции Дополнительного соглашения от 16 октября 2009 года, величина годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету составляет:

на период строительства: 963719,11 х 0,03 = 28911,57 грн.;

на следующий период: 4818594,37 х 0,03 = 144557,83 грн.;

При этом нормативная денежная оценка земельного участка на период строительства принимается во внимание на более, чем к 08 сентября 2011 года, с момента принятия решения городского Совета от 08 сентября 2009 года № 7997. Нормативная денежная оценка следующего периода принимается с момента ввода в эксплуатацию объекта строительства, но не позднее чем с 08 сентября 2011 года.

При этом, нормативная денежная оценка земельного участка для периода строительства принимается во внимание c 08 сентября 2019 года с момента принятия решения городского Совета от 08 сентября 2009 года № 7997. Нормативная денежная оценка следующего периода принимается с момента ввода в эксплуатацию объекта строительства, но не позднее 08 сентября 2011 года.

Актом приема-передачи земельного участка от 16 июня 2004 года был засвидетельствован факт передачи арендованного земельного участка ответчику (л.д. 35).

Методикой определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, с учетом внесенных решением Севастопольского городского Совета от 13 февраля 2008 года № 3701 изменений, установлены размеры арендной платы (далее - Методика) (л.д. 44-49, т.1).

20 декабря 2011 года Севастопольским городским Советом было принято решение     № 2163 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введении ее в действие" (л.д. 50, т.1).

07 февраля 2012 года Севастопольским городским Советом принято решение № 2318 "О проведении мероприятий по введению в действие нормативной денежной оценки земель в административных границах города Севастополя" (л.д. 51, т.1).

Во исполнение указанных решений, 05 июля 2013 года истцом в адрес ответчика был направлен проект дополнительного соглашения о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, зарегистрированного 08 июля 2004 года под № 137 (л.д. 53-59, т.1).

Однако, апеллянт не согласившись с проектом дополнительного соглашения, направил Арендодателю письмо с возражениями изменений, внесенных проектами дополнительного соглашения. Указанные обстоятельства и стали основанием для обращения истца в суд с иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

            В соответствии с положениями статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также общих положений принципа действия гражданского законодательства во времени (статья 4 Гражданского кодекса РФ и статья  5 Гражданского кодекса Украины), судебная коллегия считает возможным применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения, которые действовали на момент их возникновения.

            Так, спорные правоотношения сторон возникли из договора аренды земли, то есть земельными правоотношениями, а потому подпадают под правовое регулирование как общих норм Гражданского кодекса Украины, так и специальных норм Земельного кодекса Украины, Налогового кодекса Украины и Закона Украины "Об аренде земли".

            Статьей 30 Закона Украины "Об аренде земли" с последующими изменениями и дополнениями установлено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.

            Истцом по первоначальному иску предложено в исковом заявлении изложить Преамбулу Договора в следующей редакции:

            "На основании требования Контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области от 25 августа 2011 года № 07-08-6-14/5418 постановления Окружного административного суда города Севастополя от 24 апреля 2012 года, постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 20 августа 2012 года по делу № 2а -2984/11/2770 решения Севастопольского городского Совета от 08 сентября 2009 года № 7997 "О продлении срока строительства торгового комплекса по реализации строительных материалов на земельном участке площадью 0,6007 га, расположенном по Фиолентовскому шоссе, 1, переданном в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Строитель", от 22 февраля 2011 года № 388 “Об урегулировании процедуры продления сроков освоения земельных участков по договорам аренды земли и особенностях начисления и оплаты арендной платы в связи с несоблюдением стоков строительства объекта”, от 20 декабря 2011 года № 2163 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введении ее в действие", от 07 февраля 2012 года № 2318 "О проведении мероприятий по введению в действие нормативной денежной оценки земель в административных границах города Севастополя" и от 12 марта 2013 года № 5408 “О продлении на 28,5 месяцев Обществу с ограниченной ответственностью "Строитель" срока строительства торгового комплекса по реализации строительных материалов на земельном участке общей площадью 0,6007 га, расположенной по Фиолентовскому шоссе, 1” внести в договор аренды земельного участка (кадастровый номер - 8536400000:03:001:0042) общей площадью 0,6007 га, расположенного по Фиолентовскому шоссе, 1, переданной для строительства и обслуживания торгового комплекса по реализации строительных материалов, заключенный между Севастопольским городским Советом и Обществом с ограниченной ответственностью “Строитель”, зарегистрирован Севастопольским городским главным управлением по земельным ресурсам 08.07.2004 за № 137 в Книге регистрации                договоров аренды земли (номенклатурный номер 4-М-01), следующие
изменения:

            Севастопольский городской Совет (далее - "Арендодатель"), находящегося по адресу: г.Севастополь, ул. Ленина, 3, в лице председателя городского Совета Дойникова Юрия Васильевича, действующего на основании решения Севастопольского городского Совета от 16 ноября 2010 года № 4, Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", Положении об аренде земельных участков, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 14 октября 2003 года № 1343 (с изменениями и дополнениями), с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью “Строитель” (код ЕГРПОУ 23445302) (далее - "Арендатор"), юридический адрес: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 1/1, в лице директора Акинина Вячеслава Викторовича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

            Судебная коллегия соглашается, что редакция решения суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению исходя из нижеследующего.

            Требования Контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области от 25 августа 2011 года № 07-08-6-14/5418 постановления Окружного административного суда города Севастополя от 24 апреля 2012 года, постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 20 августа 2012 года по делу № 2а-2984 / 11/2770 не имеют отношения к правоотношениям сторон по данному делу, поскольку эти требования являются обязательными для третьего лица - Управления по вопросам земельных, водных отношений и градостроительства Севастопольского городского Совета и касающиеся его деятельности.

            Однако, поскольку, ни третье лицо - Управление по вопросам земельных, водных отношений и градостроительства Севастопольского городского Совета, ни Контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области не являются сторонами спорного Договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что не будет верным и целесообразным включать в условия Договора ссылки на требования Контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области.

            Согласно части первой статьи 93 Земельного кодекса Украины и статьи 1 Закона Украины "Об аренде земли" право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

            Статьей 13 Закона Украины "Об аренде земли" определено, что договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства.

            Существенными условиями договора аренды земли являются: объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка); срок действия договора аренды; арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату; условия использования и целевое назначение земельного участка, который передается в аренду; условия сохранения состояния объекта аренды; условия и сроки передачи земельного участка арендатору; условия возврата земельного участка арендодателю; существующие ограничения (обременения) по использованию земельного участка; определение стороны, которая несет риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части; ответственность сторон; условия передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды земельного участка. (Часть 1 статьи 15 Закона Украины "Об аренде земли").
Арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. (Часть 1 статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли").

            Согласно условиям договора и требований действующего законодательства арендная плата за землю зависит от нормативной денежной оценки земли.
 16 августа 2013 года до рассмотрения дела в судебном заседании представителем ответчика по первоначальному иску было передано через канцелярию суда выдержки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, согласно которым нормативная денежная оценка земельного участка, занятой текущим строительством, установлена ​​в размере 7460754,07 грн, земельного участка под жилой застройкой - 7460754,07 грн. (л.д. 127-129).

            В своем исковом заявлении истец по первоначальному иску просит суд внести изменения в пункт 2.3. Договора изложив его в следующей редакции:

            "2.3. Нормативная денежная оценка земельного участка до 01 января 2012 года, при условии коэффициентов индексации, составляет:

- На 2009 год:

            а) на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию:
 813776,00 х 1,028 х 1,152 = 963 719,11 грн (девятьсот шестьдесят три тысячи семисот девятнадцать грн. 11 ​​коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1521/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            б) на следующий период:

4068879,00 х 1,028 х 1,152 = 4818594,37 грн (четыре миллиона шестьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят девять грн. 37 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            - На 2010 год:

            а) на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию:
 813776,00 х 1,028 х 1,152 х 1,059 = 1020578,54 грн (один миллион двадцать тысяч пятьсот семьдесят восемь грн. 54 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            б) на следующий период:

4068879,00 х 1,028 х 1,152 х 1,059 = 5102891,44 грн. (Пять мільйонів сто две тысячи восемьсот девяносто один грн. 44 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            - На 2011 год:

            а) на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию:
 4068879,00 х 1,028 х 1,152 х 1,059 х 1,0 = 1020578,54 грн (один миллион двадцать тысяч пятьсот семьдесят восемь грн. 54 коп.), Что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522 / 1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            б) на следующий период:

4068879,00 х 1,028 х 1,152 х 1,059 х 1,0 = 5102891,44 грн. (Пять мільйонів сто две тысячи восемьсот девяносто один грн. 44 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1522/1, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 февраля 2006 года;

            Нормативная денежная оценка земельного участка с 01 января 2012 года составляет:
7460754,07 грн (семь миллионов четыреста шестьдесят тысяч семьсот пятьдесят четыре грн. 07 коп.), что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 1639-3.1 / 5 выданной Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 20 февраля 2012 года.

            Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца в этой части подлежат удовлетворению, учитывая следующее.

            Статьей 1 Закона Украины "Об оценке земель" установлено, что нормативная денежная оценка земельных участков - капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам.

            Согласно части 5 статьи 5 Закона Украины "Об оценке земель" нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

            Частью 1 статьи 15 этого закона предусмотрено, что основанием для проведения оценки земель (бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков) является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

             20 декабря 2011 года Севастопольским городским Советом было принято Решение № 2163 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введении ее в действие".

            Согласно указанным решением было утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введено ее в действие с 01 января 2012 года, Главное управление Госкомзема Украины в г. Севастополе обязано обеспечить предоставление выписок из технической документации по нормативной денежной оценке.

            Согласно пункту 1.1. Решение Севастопольского городского Совета от 07 февраля 2012 года № 2318 "О проведении мероприятий по введению в действие нормативной денежной оценки земель в административных границах города Севастополя" третье лицо - Управление по вопросам земельных, водных отношений и градостроительства Севастопольского городского Совета - обязано после предоставления арендаторами выписок из технической документации о нормативной денежной оценке внести соответствующие изменения в действующие договоры аренды земельных участков.

            В соответствии с пунктом 271.1. статьи 271 Налогового кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент принятия решений Севастопольским городским Советом № 2163 и № 2318, базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом.

            Пунктом 288.7. статьи 288 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяется соответственно требованиям статей 285 - 287 этого раздела.

            Согласно пункту 285.1. статьи 285 Налогового кодекса Украины базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год.

            В соответствии с пунктом 286.2. статьи 286 Налогового кодекса Украины плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

            Учитывая вышеуказанные нормы права и то, что новая нормативная денежная оценка земли в административных границах города Севастополя введена в действие с 01. января 2012 года, она должна действовать для всех землепользователей именно с этой даты.

            Требования истца по первоначальному иску о предложенных изменений в п.п. 3.1., 3.2., 3.3. Договора не оспаривались ответчиком, однако, как установлено судом, содержание пунктов 3.1., 3.2., 3.3. раздела 3. предложенной редакции Договора соответствует содержанию пунктов 3.1. и 3.2. раздела 3. действующей редакции Договора. Необходимость изложения этих условиях именно в таком виде истцом доказано, а потому в этой части исковых требований должно быть отказано.

            Что касается дополнения Договора пунктом 3.4, то судебная коллегия отмечает, что он полностью воспроизводит содержание части 4 статьи 33 Закона Украины "Об аренде земли".

            Согласно части 1 статьи 2 настоящего Закона отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, настоящим Законом, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.

            То есть эта норма будет действовать для сторон независимо от того, внесена она в договор аренды земли, а потому основания для ее обязательного включения в договора отсутствуют.

            Севастопольским городским советом было заявлено требование об изложении пункта 4.1. Договора в новой редакции, а именно:

            "4.1. Во исполнение требований Контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области от 25 августа 2011 года № 07-08-6-14/5418 постановления Окружного административного суда города Севастополя от 24 апреля 2012 года и постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 20 августа 2012 года по делу № 2а-2984/11/2770, годовая арендная плата за пользование земельным участком с 01 января 2009 года устанавливается соответственно Методике определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением городского Совета от 14 октября 2003 года № 1348 (в ред. от 13 февраля 2008 года) (далее - Методика) - в размере 5% (пяти процентов) от нормативной денежной оценки земельного участка. "

            Судебная коллегия считает, что данное требование было удовлетворено судом первой инстанции правомерно, учитывая следующее.

            Согласно статье 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" к исключительной компетенции городского Совета входят вопросы решения в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и утверждении ставок земельного налога согласно Налоговому кодексу Украины.

            Пунктом 4.8. Договора определено, что размер арендной платы пересматривается в случаях: изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором; изменения размеров земельного налога, повышение нормативной денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации; ухудшение состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено актом, составленным с участием Арендодателя; в других случаях, предусмотренных законом.

            Исковые требования о внесении изменений в п. 4.1. Договора обоснованны несоответствием условий договора изменениям в действующем законодательстве.
Судом установлено, что решением Севастопольского городского Совета от 14 октября 2003 года № 1348 была утверждена Методика определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли. В соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 13 февраля 2008 года № 3701 (т.е. после заключения договора) был изложен в новой редакции раздел 3 приложения к решению Совета от 14 октября 2003 года № 1348. В частности, размер арендной платы за земельные участки, которые используются для строительства торговых комплексов, баз, торгово-складских помещений и других объектов коммерческого использования в размере 5% от нормативной денежной оценки земельного участка (л.д. 179-184, т.1).

            Пунктом 1.3. решения Совета № 2318 от 07 февраля 2012 года было предусмотрено, что по результатам инвентаризации договоров аренды земельных участков необходимо привести ставки арендной платы в соответствии с действующим законодательством и Методикой путем внесения соответствующих изменений в договоры аренды.
В соответствии со статьей 206 Земельного кодекса Украины использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок. Плата за землю взимается в соответствии с законом.

            Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды, кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Украины. (Часть 2 статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли").

            Подпунктом 9.1.10. пункта 9.1. статьи 9 Налогового кодекса Украины установлено, что плата за землю относится к общегосударственным налогам и сборам.

            В соответствии со статьей 288 Налогового кодекса Украины основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка. Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка. Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду. Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

            Согласно статье 274 Налогового кодекса Украины ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 настоящего Кодекса.

           Подпунктами 288.5.1. и 288.5.2. пункта 288.5. статьи 288 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом, то есть трех процентов от нормативной денежной оценки земли. Не может превышать - 12 процентов нормативной денежной оценки.

            В силу положений части первой статьи 111-28 Хозяйственного процессуального кодекса Украины решение Верховного Суда Украины, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным Обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решениями Верховного Суда Украины.
                                         Во исполнение указанных предписаний при принятии решения по данному делу судом учтено правовую позицию Верховного Суда Украины, изложенную в прецедентной постановлении от 20 августа 2013 года по делу № 5009/3430/12, в частности, указано, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы.

            Учитывая приведенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой цене, а потому законодательное изменение предельного размера этой платы является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора. 

            Исходя из вышеуказанного, исковые требования в части установления в Договоре размера арендной платы в размере 5% от нормативной денежной оценки земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

            Доводы апеллянта в этой части не основаны на нормах материального права.

            Согласно части 3 статьи 653 Гражданского кодекса Украины в случае изменения или расторжения договора обязательства изменяется или прекращается с момента достижения договоренности об изменении или расторжении договора, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения. Если договор изменяется или расторгается в судебном порядке, обязательство изменяется или прекращается с момента вступления решения суда об изменении или расторжении договора в законную силу.

            Учитывая эту норму права, новый размер арендной платы должен применяться именно с момента вступления этого решения в законную силу.

            В то же время, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание и посчитал безосновательными ссылки в пункте 4.1. Договора, изменения вносятся “Во исполнение требования Контрольно-ревизионного управления в Закарпатский области от 25 августа 2011 года № 07-08-6-14/5418 постановления Окружного административного суда г. Севастополя 24 апреля 2012 года и определение Севастопольского апелляционного административного суда от 20 августа 2012 года по делу № 2а-2984/11/2770”, поскольку отмечалось, требование и указанные судебные решения не имеют никакого отношения к  ответчику, не могут влиять на его права и обязанности и, соответственно, не могут быть подстроить для внесения изменений в хозяйственного договора.

            Севастопольский городской совет просил суд внести изменения в Договор и изложить пункт 4.3. в следующей редакции:

            "4.3. Размер годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле:

            Нормативная денежная оценка х Ставка арендной = Сумма годовой
земельного участка (грн.) платы (%) арендной платы (грн)
Размер годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету составляет:

- На период с 01.01.2009 до 08.09.2009:
 4818594,37 х 0,05 х 2: 365 х 250 = 330040,71 грн;

- На период с 08.09.2009 до 31.12.2009:
 963719,11 х 0,05 х 2: 365 х 115 = 15181,88 грн;

- На период с 01.01.2010 по 31.12.2010:
 1020578,54 х 0,05 = 51028,93 грн;

- На период с 01.01.2011 до 08.09.2011:
 1020578,54 х 0,05: 365 х 250 = 34951,32 грн;

- На период с 08.09.2011 до 31.12.2011:
 5102891,44 х 0,05 х 2: 365 х 115 = 160776,03 грн;

- С 01.01.2012 до 31.12.2012:
 7460754,07 х 0,05 х 2 = 746075,41 грн;

- С 01.01.2013 до 12.03.2013:
 7460754,07 х 0,05 х 2: 365 х 70 = 143082,95 грн;

-С 12.03.2013:
 7460754,07 х 0,05 = 373037,70 грн.

            При этом, нормативная денежная оценка на период строительства принимается во внимание не дольше, чем с 08.09.2009 до 08.09.2011 в соответствии с решением городского Совета от 08.09.2009 до 08.09.2011 в соответствии с решением городского Совета от 08.09.2009 № 7997.

            Нормативная денежная оценка следующего периода принимается с момента ввода в эксплуатацию объекта строительства, но не позднее 08.09.2011 согласно решению городского Совета от 08.09.2009 № 7997.

            Апелляционный суд считает, что это требование подлежит удовлетворению с учетом следующего.

            Согласно пункту 2.3. Методики размер годовой арендной платы определяется в зависимости от целевого назначения земельного участка и других факторов в процентах от нормативной денежной оценки земельного участка. Такой принцип определения годовой арендной платы за землю соответствует статьям 274, 285-288 Налогового кодекса Украины.

            Таким образом, формула определения годовой арендной платы, предусмотренной в первом предложении и величина годовой арендной платы с учетом новой нормативной денежной оценки и ставки арендной платы, запропонованаа в редакции пункта 4.3., А именно с 12 марта 2013 года соответствует требованиям действующего законодательства, а поэтому исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

            Вместе с тем, в соответствии со статьей 33 Хозяйственного процессуального кодекса Украины каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

            Севастопольским городским советом не подтверждено обоснованность пересчета арендной платы за предыдущие периоды, а суд считает требования истца о внесении этих изменений в Договор необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

            Истец просил суд изложить пункты 4.6. и 4.9.Договору в следующей редакции:
"4.6. Начисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции.

            Размер годовой арендной платы подлежит ежегодному перерасчету в срок до первого февраля текущего года в зависимости от ежегодно индексированной денежной оценки земельного участка.

            Ежегодный расчет арендной платы осуществляется арендатором в соответствии с условиями данного договора и требованиями действующего законодательства и соглашается арендодателем.

            В случае внесения изменений в Методику, ежегодный расчет размера арендной платы осуществляется в соответствии с вновь утвержденной Методикой. "

            "4.9. Размер арендной платы пересматривается в случаях:

            - Изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором, в том числе изменения целевого использования земельного участка;

            - Изменения размера земельного налога, рост цен и тарифов нормативной денежной оценки земельного участка;

            - Изменения размера ставок арендной платы на землю, указанных Методике;

            - Ухудшение состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено актом, составленным с участием арендодателя;

            - В других случаях, предусмотренных законом.

            Периодичность пересмотра: решений об изменениях, указанных в пункте 4.9.,

            Должно быть принято до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение таких изменений (плановый период). В противном случае, нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом".

            Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данные исковые требования, учитывая следующее.

            К указанным пунктов Договора истцом предложено внести положение о пересмотре размера ставок арендной платы в случае внесения изменений в Методику определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли.

            Однако ни типовым договором аренды земли, условия которого в силу их императивности обязательны для сторон хозяйственных договорных обязательств и не подлежат изменению ними, ни нормами специального земельного законодательства не предусмотрено такого основания пересмотра размера арендной платы за земельный участок, как внесение изменений в Методику.

            Севастопольским городским Советом 13 сентября 2011 года принято Решение № 1326 "О внесении изменений в решение Севастопольского городского совета от 14 октября 2003 года № 1343" Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду земельных участков несельскохозяйственного назначения ", которым был утвержден Примерный договор аренды земельного участка в новой редакции.

            Пунктам 4.6, 4.9. Примерного договора было внесено положение о пересмотре размера ставок арендной платы в случае внесения изменений в Методику определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли.

            Однако, Примерный договор в новой редакции был утвержден истцом уже после заключения сторонами спорного договора аренды, а потому нет правовых оснований для внесения в спорного договора условий Примерного договора.

            Итак, судом сделан вывод об отказе в этой части исковых требований.
Исковые требования о внесении изменений в Договор, а именно пунктов 4,8., 5.4., Пункта 9.1.1. (подпункт “ж”) и пункта 9.2.2. (подпункт “с”) раздела 9 Договора (по содержанию требований встречного иска) суд полностью отклоняет исходя из следующего.

            В соответствии со статьями 626, 627 Гражданского кодекса Украины договором является договоренность двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

            Статьей 179 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что имущественно-хозяйственные обязательства, которые возникают между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами - юридическими лицами на основании хозяйственных договоров, являются хозяйственно-договорными обязательствами. При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе: свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству; примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание; типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия; договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания. Хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным Гражданским кодексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, другими нормативно-правовыми актами относительно отдельных видов договоров.

            Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктами 1.1., 1.3. и 1.5 решения Совета от 07 февраля 2012 года № 2318 Управление по вопросам земельных, водных отношений и градостроительства Севастопольского городского Совета было обязано:

            - После предоставления арендаторами выписок из технической документации о нормативной денежной оценке, утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 20 декабря 2011 года № 2163, внести соответствующие изменения в действующие договоры аренды земельных участков (п. 1.1.)

            - По результатам инвентаризации договоров аренды земельных участков привести ставки арендной платы в соответствие с действующим законодательством и Методикой путем внесения соответствующих изменений в договоры аренды земельных участков (п.1.3.)

            - Направить в адрес арендаторов предложения о намерении внести изменения в договоры аренды земельных участков (п.1.5.).

            Таким образом, Севастопольским городским Советом были приняты решения о внесении изменений лишь с пунктами 2.3. и 4.1. Договора относительно нормативной денежной оценки земельных участков и приведения ставок арендной платы в соответствие с действующим законодательством. Решение о внесении изменений в другие пункты Договора не принималось.

             13 сентября 2011 года Севастопольским городским Советом принято решение "О внесении изменений в решение Севастопольского городского Совета № 1343 от 14 октября 2003 года" Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду земельных участков несельскохозяйственного назначения ", которым был утвержден примерный договор аренды земельного участка. Но, этим решением не решался вопрос о приведении действующих договоров в соответствие с утвержденным примерным договором.

            С учетом вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении этих исковых требований.

            Истец по первоначальному иску просил суд изложить пункт 12.4 раздела 12 в следующей редакции:

            "12.4. Арендодатель может отказаться в одностороннем порядке от договора с освобождением арендодателя от ответственности, согласно Гражданскому кодексу Украины без заключения дополнительного соглашения к настоящему договору с момента принятия решения об отказе от договора в следующих случаях:

            - Использование арендатором земельного участка не по целевому назначению (использованием);

            - Использование земельного участка с нарушением экологических требований;

            - Систематической неуплаты арендной платы (в течение 3 месяцев);

            - Не осуществление ежегодного перерасчета размера арендной платы за землю в срок, установленный настоящим договором;

            - Нарушение сроков строительства, установленных настоящим договором без согласия арендодателя;

            - Передача или отчуждение права аренды третьим лицам.".

            Апеллянт в свою очередь во встречной исковом заявлении также просил изложить пункт 12.4.роздилу 12 в указанной редакции и пункт 12.5. изложить в следующей редакции:

            "12.5. Переход права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу, а также реорганизация юридического лица - арендатора, не является основанием для изменения условий или расторжения договора".

            Согласно статье 31 Закона Украины "Об аренде" договор аренды земли прекращается в случае: окончания срока, на который он был заключен; выкупа земельного участка для общественных нужд и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом; сочетание в одном лице собственника земельного участка и арендатора; смерти физического лица - арендатора, осуждения его к лишению свободы и отказа лиц, указанных в статье 7 настоящего Закона, от выполнения заключенного договора аренды земельного участка; ликвидации юридического лица - арендатора; отчуждение права аренды земельного участка залогодержателем; приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке; прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров аренды земли, заключенных в рамках такого партнерства). Договор аренды земли прекращается также в других случаях, предусмотренных законом. Договор аренды земли может быть расторгнут по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор аренды может быть досрочно расторгнут по решению суда в порядке, установленном законом. Расторжение договора аренды земли в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или настоящим договором.
Вышеупомянутый пункт договора не соответствует статье 31 Закона Украины "Об аренде земли", а потому, исковое требование о включении его к Договору удовлетворению не подлежит.

            С учетом указанных выше обстоятельств у суда отсутствуют основания для удовлетворения вышеуказанных исковых требований.

            Также суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования по встречному иску подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В частности, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, изложенные в встречной исковом заявлении, относительно содержания преамбулы и относительно пунктов 2.3. Договора, а также по предложения об оставлении без изменений остальных пунктов Договора - по основаниям, изложенным судом при рассмотрении первоначального иска - полностью.

            В просительной части встречного искового заявления изложены следующие предложения:

            "Это соглашение вступает в силу после его подписания представителями сторон и государственной регистрации, и является неотъемлемой частью договора аренды земли, зарегистрированного Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 08 июля 2004 года под № 137 в Книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный № 4-М -01) ".

            "Дополнительное соглашение составлено в трех экземплярах одинаковой юридической силы, принадлежащих Арендодателю - Севастопольском городском Совете, Арендатору - ПАО" Севастопольстрой ", для хранения в органе, который осуществил его государственной регистрации."

            А также истец по встречному иску просил выложить подпункт с) пункта 9.2.2. раздела 9 следующего содержания:

            "с) в пятидневный срок после государственной регистрации этого дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка предоставить его копию в орган государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка и территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль соблюдения требований земельного законодательства;"

            Как уже было указано судом, в соответствии с частью 3 статьи 653 Гражданского кодекса Украины в случае изменения или расторжения договора обязательства изменяется или прекращается с момента достижения договоренности об изменении или расторжении договора, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения. Если договор изменяется или расторгается в судебном порядке, обязательство изменяется или прекращается с момента вступления решения суда об изменении или расторжении договора в законную силу.

            С учетом того, что стороны не достигли согласия относительно условий дополнительного соглашения и спор решен в судебном порядке, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части дополнения Договора указанным выше предложениями.

            Исковые требования истца по первоначальному иску, вместе с требованиями истца по встречному иску (п.п. 4.2., 4.4., 4.5., 4.7., 4.10.-4.13, 5.5, 8.3., Подпункты с), т) пункта 9.2. 2) в предложенной редакции истца по первоначальному иску (подпункты т), в) пункта 9.2.2 во встречном иске), суд считает возможным удовлетворить, поскольку изменения в Договор в предложенной редакции не будет противоречат требованиям действующего законодательства и совпадают с интересами сторон.

            Таким образом, пункты с 4.9. по 4.13. предложенной истцом редакции раздела 4. Договора являются соответственно пунктами с 4.8. по 4.12. в окончательной редакции, довольной судом.

            Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.

Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.

ПОСТАНОВИЛ:

             1. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Строитель” на решение хозяйственного суда города Севастополя от 21 ноября 2013 года по делу № 919/851/13 оставить без удовлетворения.

             2. Решение хозяйственного суда города Севастополя от 21 ноября 2013 года по делу № 919/851/13 оставить без изменений.

             3.Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в соответствии с положениями статьи 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" по правилам, предусмотренным главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.                                      

Председательствующий                                                   Е.Л. Котлярова

Судьи                                                                                   Н.В. Воронцова

                                                                                              А.И. Проценко

Опубликовано: 10.07.2014 18:15 Обновлено: 08.05.2023 13:24