Постановление по делу № А83-2140/2012 (5002-7/2140-2012)
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
18.09.2014 |
Дело № А83-2140/2012 (5002-7/2140-2012) |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.14
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Сикорской Н.И.,
Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем Лепехиной Е.Ю.
при участии:
прокурор, Поярков А.Ю. по доверенности № 4/841 от 18.06.2014,
прокурор, Рыбкин А.Ю. по доверенности № 4/1791-2014 от 13.08.2014,
другие представители сторон и третьего лица не явились;
рассмотрев апелляционную жалобу военного прокурора Черноморского флота на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Дворный И.И.) от 12 февраля 2013 года по делу № А83-2140/2012 (5002-7/2140-2012)
по иску военного прокурора Черноморского флота (ул. Ленина, д. 41, г. Севастополь, 299011)
в лице: Министерства обороны Украины (Воздухофлотский пр-т, 6, Киев 1, 01001)
государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (ул. Свердлова, 32, Ялта, 298600)
к Ялтинскому городскому совету (пл. Советская, 1, Ялта, 298600)
3-тье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, - общество с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" (ул. М. Расковой, 19, Киев 2, 02002)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением суда первой инстанции отказано в иске о признании недействительным решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест", так как спорным решением не нарушены права истца, местный совет принял решение в пределах своих полномочий, истребуемый земельный участок находится в запасе местного совета, судебным решением по другому делу отказано в признании недействительным ранее принятого советом решения о прекращении права военного санатория на постоянное пользования на земельный участок (л.д. 101-109 т. 1).
Заместитель Севастопольского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере Крымского региона Украины подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное решение отменить, иск удовлетворить на том основании, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права; при неполном выяснении обстоятельств, которые имеют значение для дела; при недоказанности обстоятельств, которые имеют значения для дела, которые суд признал установленными; изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе прокурор указывает на то, что орган самоуправления не имел право распоряжаться земельным участком, который имеет категорию земли обороны, эта категория земли не может быть передана в коммунальную и частную собственность (л.д. 116-119 т. 1).
Определением апелляционной инстанции от 22 мая 2014 года заменен заместитель Севастопольского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере Крымского региона Украины на военного прокурора Черноморского флота (л.д. 81-82 т. 4).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании их представителей, о дне и месте судебного заседания извещались определением от 04 сентября 2014 года, копия которого направлена заказной корреспонденцией с уведомлением (л.д. 102-103 т. 4). Согласно почтовых уведомлений корреспонденция получена 08 сентября 2014 года истцом - военным санаторием "Ялтинский", и ответчиком (л.д. 104-105 т. 4). О нахождении дела на рассмотрении апелляционной инстанции Министерство обороны Украины и общество с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" неоднократно извещались определениями о назначении дела к слушанию в судебных заседаниях. В частности, 02 и 17 июня 2014 года Министерство обороны Украины получало копии определений (л.д. 86, 88 т. 4), 12 декабря 2013 года - под расписку в судебном заседании общество с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" (л.д. 48 т. 4). Информация о рассмотрении дела в апелляционной инстанции размещена на сайте апелляционного суда.
Апелляционный суд, учитывая что явка сторон и третьих лиц не признана судом обязательной, не поступило возражений против рассмотрения дела без участия в судебном заседании лиц, которые не явились, о времени и месте заседания стороны и третье лицо извещены должным образом и заблаговременно, судом приняты все возможные меры для их извещения о судебном заседании, по делу достаточно доказательств для рассмотрения спора, определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей лиц, которые не явились.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 174-177, 187-199 т. 1, л.д. 8-43, 72-85, 105 т. 2, л.д. 12-199, 210-214, 234-237 т. 3, л.д. 1-26, 30-39, 61 т. 4) и установил следующее.
16 июня 2011 года 8 сессией 6 созыва Ялтинского городского совета принято решение № 62 (л.д. 31 т. 1), которым:
пункт 1: дано разрешение обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,3483 га для строительства и обслуживания санаторно-оздоровительного учреждения по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34, 34-б (спальный корпус № 12 площадью 569,7 кв.м.), с последующим предоставлением в аренду, из земель оздоровительного назначения;
пункт 2: указанное общество обязано заказать в землеустроительной организации разработку проекта землеустройства;
пункт 3: возложен контроль по выполнению этого решения на определенных лиц.
Это решение органа местного самоуправления является предметом спора.
Указанное решение ответчиком было принято на основании предоставленных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.
Из письменных доказательств следует, что общество с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" купило у общества с ограниченной ответственность "Эвройл" 26 августа 2005 года спальный корпус № 12 лит. Б пл. 569,7 кв.м. (балкон лит.б, веранда б1, балкон б2, террасы б3, б4, б5, мансарда) и 23 сентября 2006 года проходную лит.Г пл. 11 кв.м., расположенных на земельном участке по ул. Свердлова, 34, в городе Ялта. Договора нотариально удостоверены (л.д. 188-199 т. 1).
До этого, указанная недвижимость принадлежала военному санаторию "Ялтинский", и 22 декабря 2004 года была продана этим санаторием в лице генерального директора Шаптала Александра Сергеевича (который действовал на основании разрешения № 227/4165 от 21 сентября 2004 года директора Департамента капитального строительства и управления фондами Министерства обороны Украины Велижанского С.К.) покупателю - обществу с ограниченной ответственностью "Эвройл", по контракту № 2212/01/162 (л.д. 9, 40 т. 2, л.д. 36 т. 4).
Согласно сведений о строениях и сооружениях на земельном участке (которые были предоставлены при разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 1,68 га) спальный корпус № 12 и проходная к нему построены в 1903 году, имеют площади застройки 234 кв.м. и 8 кв.м. (л.д. 159 т. 3).
Достаточных письменных доказательств о продаже указанного недвижимого имущества от общества с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" иному лицу, в том числе обществу с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль", суду не представлено.
11 ноября 2013 года приговором Ялтинского городского суда Шаптала Александр Сергеевич (бывший генеральный директор государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский") признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 367 Уголовного кодекса Украины (служебная небрежность), что выразилось в продаже без проведения конкурса государственного имущества, в том числе по контракту № 2212/01/162 от 22 декабря 2004 года обществу с ограниченной ответственность "Эвройл" спального корпуса № 12 площадью 569,7 кв.м. и проходной 11 кв.м. (л.д. 30 т. 4). 15 апреля 2014 года апелляционное производство по жалобам осужденного и его защитника прекращено в связи с отзывом апелляционных жалоб (л.д. 61 т. 4).
Из пояснений прокурора и письменных доказательств относительно земельного участка (в который входит участок под корпусом № 12 и проходной) следует:
Первоначальный отвод земли был в 1964 году, что подтверждается пояснительной запиской (л.д. 176 т. 3).
03 марта 1967 года решением Исполкома Ялтинского городского совета депутатов трудящихся № 105 было решено закрепить за Ялтинским санаторием МО Ленинградского военного округа земельные участки общей площадью 22,50 га, в том числе: центральный филиал по ул. Свердлова, 32 и 41/1 - 11,16 га, первый филиал по ул. Кирова, 21 - 7,94 га, второй филиал по ул. Свердлова, 36 - 3,4 га (л.д. 146 т. 3), а решением того же исполкома № 248 от 15 мая 1968 года - передано на баланс МО СССР (Ялтинскому санаторию МО СССР ордена Ленина Ленинградского военного округа) все здания и сооружения, находящиеся в пользовании первого филиала Ялтинского санатория в количестве 30 зданий общей полезной площадью 7585 кв.м. с земельным участком площадью 7.94 га (л.д. 148 т. 3).
15 мая 1968 года решением Исполкома Ялтинского городского совета депутатов трудящихся № 249 был разрешен обмен территориями, зданиями и сооружениями, в результате которого Ялтинский санаторий МО СССР в обмен на первый филиал по ул. Кирова, 21 - 7,94 га, получил 1 отделение по ул. Свердлова, 34, с земельным участком 8,71 га и 1 корпуса 2 отделения по ул. Бассейная, 24, с земельным участком 0,17 га санатория "Крымская здравница" г. Ялта (л.д. 149 т. 3).
29 июля 1998 года пунктом 3.4 решения 5 сессии 23 созыва Ялтинского городского совета народных депутатов № 14 было решено прекратить право пользования земельным участком площадью 5,4763 га с последующей передачей земель в запас Ялтинского городского совета с оформлением права постоянного пользования за Ялтинским военным санаторием Министерства обороны Украины земельного участка площадью 18.024 га по ул. Свердлова, 32, для обслуживания основной территории санатория (л.д. 170, 172-173 т. 3). 18 ноября 1998 года выдан госакт серии II-КМ №002275. До этого, 11 июня 1997 года распоряжением Ялтинского горисполкома был решен вопрос о передаче жилого фонда 2.2778 га и неиспользуемого земельного участка 3.1985 га, а всего о возврате земельного участка площадью 5.4763 га, решено оставить санаторию земельный участок площадью 18.024 га (л.д. 187-190 т. 3). 01 октября 1997 года во исполнение распоряжения Ялтинского горисполкома № 546 от 13 августа 1993 года установлены границы участка площадью 18.0491 га в натуре, переданы санаторию 189 штук межевых знаков (л.д. 185-186 т. 3).
29 ноября 2001 года решением 41 сессии 23 созыва Ялтинского городского совета народных депутатов № 34 (л.д. 171 т. 3) на основании приказа Министра обороны Украины, приказа ликвидационной комиссии Министерства обороны Украины прекращено право постоянного пользования земельным участком площадью 18.024 га Ялтинскому военному санаторию "Ялтинский", госакт II-КМ №002275 аннулирован, переоформлено и предоставлено государственному предприятию Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" в постоянное пользование земельный участок общей площадью 18.024 га (участок № 1 - 17.067 га, участок № 2-0,957 га) как земли Министерства обороны Украины для эксплуатации и обслуживания санатория по ул. Свердлова, 32, г. Ялта (л.д. 171 т. 3). 28 декабря 2001 года выдан государственный акт серии ІІ-КМ №001277 на право постоянного пользования земельным участком площадью 18.024 га (л.д. 117-119 т. 3, л.д. 9-12 т. 4). Государственный акт зарегистрирован в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за № 172. Изменений в экземпляр государственного акта, который выдан землепользователю, не внесено. Копия такого экземпляра государственного акта, которая находится в деле (л.д. 10-12 т. 1), соответствует предоставленному и исследованному судом апелляционной инстанции оригиналу.
В 2002 году был составлен технический отчет по корректировке границ земельного участка, согласно которого был изъят участок площадью 0,1990 га периметром 203,50 м (территория, прилегающая к дому № 49 по ул. Руданского) от точек в кадастром плане 28-33 и 151-153 и предоставлен участок площадью 0,1990 га периметром 177,96 м (территория, прилегающая к нижней проходной санатория) от точек в кадастром плане 154-156 и 40-38 (л.д. 131 т. 3).
Ялтинским городским советом неоднократно принимались решения о принятии отказа государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" от части земельного участка и прекращения его права пользования на эту часть земельного участка, а также о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка новому собственнику недвижимости - обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест". Эти решения городского совета были предметами судебных споров:
1) 18 июля 2006 года решением 3 сессии 5 созыва за № 77 городского совета обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка площадью 0,0569 га для обслуживания спального корпуса № 12 за литерой "Б" по ул. Свердлова, 34;
15 ноября 2006 года постановлением хозяйственного суда Автономной Республики Крым по делу № 2-5/17348-2006А указанное решение городского совета № 77 признано противоправным, также признана противоправною бездеятельность совета по ходатайству общества о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка площадью 0,3483 га, за обществом признано право на разработку проекта отвода земельного участка площадью 0,3483 га; судебное решение мотивировано тем, что общество обращалось с ходатайством относительно земельного участка площадью 0,3483 га, а не 0,0569 га (л.д. 64-66 т. 1, л.д. 8-11 т. 2); 01 февраля 2007 года в апелляционном и кассационном порядке это судебное решение оставлено без изменения (л.д. 38-43 т. 2);
Во исполнение этих судебных решений 20 декабря 2007 года решением Ялтинского городского совета № 348 от 20 декабря 2007 года указанному обществу дано разрешение на разработку проекта землеустройства;
2) 14 декабря 2007 года решением № 173 14 сессии 5 созыва Ялтинского городского совета прекращено государственному предприятию Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" право постоянного пользования частью земельного участка площадью 16.5709 га (л.д. 72 т. 2, л.д. 24 т. 4) по письму Министерства обороны Украины № 197/18 от 31 октября 2007 года (л.д. 73 т. 2, л.д. 25 т. 4), которое согласно письменному обращению Министра обороны Украины к председателю Ялтинского городского совета в Министерстве обороны Украины не регистрировалось, подпись не соответствует подписи Министра (л.д. 26 т. 4).
24 февраля 2010 года постановлением Окружного административного суда Автономной Республики Крым по делу № 2а-9080/09/8/0170 в иске о признании указанного решения совета отказано (л.д. 21-37, 74-84 т. 2), 13 декабря 2012 года постановлением Высшего административного суда Украины это судебное решение оставлено без изменения (л.д. 80-84 т. 1);
29 апреля 2013 года решением Ялтинского городского совета № 45 по представлению прокурора города Ялты № 119-6277 (исх. №13 от 18 апреля 2013 года) отменено решение совета № 173 от 14 декабря 2007 года (л.д. 85 т. 2, л.д. 8 т. 4); решением Ялтинского городского суда от 09 сентября 2013 по делу № 121/4155/13-а в иске о признании противоправным решения совета № 45 от 24 апреля 2013 года отказано, 04 ноября 2013 года постановлением Севастопольского апелляционного административного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения (л.д. 65-100 т. 2, л.д. 234-234 т. 3, л.д. 13-21 т. 4);
3) 18 декабря 2008 года решением 22 сессии 5 созыва за № 308 городского совета дано разрешение государственному предприятию Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 1.6800 га (кадастровый №0111900000:01:003:0172) для обслуживания санатория с последующей передачей в постоянное пользование (л.д. 20 т. 2, л.д. 22 т. 3);
4) 22 июля 2009 года решением 26 сессии 5 созыва за № 97 Ялтинского городского совета прекращено право государственному предприятию Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" постоянного пользования земельным участком 18.024 га, аннулирован ранее выданный государственный акт серии ІІ-КМ №001277, и утвержден проект отвода земельного участка государственному предприятию Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" площадью 1.6800 га для обслуживания санатория;
5) 16 июня 2011 года 8 сессией 6 созыва Ялтинского городского совета принято решение № 62 (л.д. 31 т. 1), которые является предметом спора по данному делу.
Согласно регистрационных документов указанный санаторий с 07 ноября 2001 года зарегистрирован как юридическое лицо - государственное предприятие Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский", оно является правопреемником военного санатория "Ялтинский" на 750 коек (а.с. 70-86, 147, 150-154 т. 3).
В соответствии с абзацем первым пункта 12 раздела Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины (Закон Украины № 2768-III от 25 октября 2001 года с изменениями на 16 июня 2011 года, который действовал на территории Республики Крым на момент принятия ответчиком спорного решения) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, отмеченных в абзаце втором этого пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы с учетом требований абзаца третьего этого пункта, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Абзац второй указанного пункта предусматривал полномочия государственных органов приватизации по распоряжению землями, а именно эти органы приватизации распоряжались землями (кроме отчуждения земель, на которых расположены объекты, которые не подлежат приватизации) землями, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат частицы (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированы объекты, а также продажа земельных участков, на которых расположены объекты, которые подлежат приватизации.
Абзац третий пункта 12 раздела Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины устанавливал, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности Совет министров Автономной Республики Крым на территории Автономной Республики Крым осуществляет распоряжение землями за пределами населенных пунктов в соответствии с полномочиями, определенными этим Кодексом. Предоставление и изменение целевого назначения земель водного фонда, историко-культурного, лесохозяйственного, оздоровительного, рекреационного, естественно заповедного и другого природоохранного назначения в пределах населенных пунктов (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, отмеченных в абзаце втором этого пункта) осуществляется по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым.
Вместе с тем, пункт "б" части 3 и пункт "в" части 4 статьи 84 указанного Кодекса устанавливал, что к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную и частную собственность, принадлежат земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилищного назначения.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что с учетом установленных обстоятельств и законодательного запрета на передачу земель обороны в коммунальную и частную собственность, орган местного самоуправления не имел право распоряжаться земельным участком, который принадлежал к землям обороны и был предоставлен в постоянное пользование военному санаторию, в том числе не мог давать разрешение на составление проекта отвода земельного участка новому собственнику недвижимого имущества.
Кроме того, при принятии спорного решения орган местного самоуправления не учел площадь застройки недвижимого имущества общества с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" (которая составляет по представленным по этому делу документам 234 кв.м. и 8 кв.м.) и не обосновал дачу разрешения на составление проекта землеустройства на большую площадь истребуемого этим обществом земельного участка в 0,3483 га, чем площадь застройки. Тогда, как часть 1 статьи 120 Земельного кодекса Украины предусматривала, что в случае приобретения права на здание к новому собственнику переходит право на земельный участок или его часть, на котором размещено здание, без изменения целевого назначения земли.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба обоснована и подлежит удовлетворению. Судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене. Исковые требования подлежат удовлетворению, так как ответчик принял решение с превышением полномочий и с нарушением требований закона, это решение нарушает права военного санатория на пользование земельным участком.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу военного прокурора Черноморского флота удовлетворить.
Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 12 февраля 2013 года по делу № А83-2140/2012 (5002-7/2140-2012) отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным решение Ялтинского городского совета 8-ой сессии 6-го созыва № 62 от 16 июня 2011 года о даче разрешения обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройинвест" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,3483 га, для строительства и обслуживания санаторно-оздоровительного учреждения по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34, 34-б, с последующим предоставлением в аренду, из земель оздоровительного назначения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи Н.И. Сикорская
И.В. Евдокимов
Опубликовано: 26.09.2014 11:40 Обновлено: 08.05.2023 13:24