Постановление по делу № А83-2720/2011 (5002-32/2720-2011)

 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (0692) 54-62-49, факс (0692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

 13.11.2014

Дело № А83-2720/2011 (5002-32/2720-2011)

Резолютивная часть постановления объявлена  06.11.14

Постановление изготовлено в полном объеме  13.11.14

            Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего                                     
Градовой О.Г.,

судей                                                                        Антоновой И.В.,

                                                                                  Остаповой Е.А.,

при ведении протокола секретарем Лемиш В.В.

при участии:

прокурор, представители сторон и третьих лиц не явились,

 

рассмотрев апелляционные жалобы заместителя прокурора города Ялта, Фонда государственного имущества Украины на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Барсукова А.М.) от 13 сентября 2011 года по делу  № А83-2720/2011 (5002-32/2720-2011)

по иску заместителя прокурора города Ялта (ул. Кирова, 18, Ялта, 298600)
            в лице: Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым (ул. Кечкеметская, 114, Симферополь, 295038)
            Фонда государственного имущества Украины (ул. Кутузова, 18/9, Киев 133, 01133)           

к Кореизскому поселковому совету (Севастопольское шоссе, 27, Кореиз, г. Ялта, 298670)

            обществу с ограниченной ответственностью "Респектсервис" (Севастопольское шоссе, 45, Кореиз, г. Ялта, 298670)                       

3-и лица, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора:

            частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (ул. Шота Руставели, 39-41, Киев 23, 01023)

            дочернее предприятие "Клинический санаторий "Мисхор" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (ул. Алупкинское шоссе, 9, Кореиз, м. Ялта, 298671)

            Государственная инспекция сельского хозяйства в Автономной Республике Крым (ул. Севастопольская, 48/1, Симферополь, 295015)

о признании недействительным решения и понуждение к возврату земельного участка,

           

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

         Решением суда первой инстанции (с учетом определения об исправлении описки - л.д. 71-72 т. 2) отказано в удовлетворении иска (с учетом изменений иска - л.д. 39 т. 1) о  признании недействительными решения поссовета о прекращении права постоянного пользования частью земельного участка санаторию "Мисхор" и зачисления этого участка в земли запаса, о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Респектсервис" возвратить земельный участок Фонду государственного имущества Украины (л.д. 61-70 т. 2).                                       Судебный акт мотивирован тем, что в уставном капитале закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" нет акций государства, а потому поселковый совет был вправе распоряжаться земельным участком, на котором расположена недвижимость филиала и собственника санатория "Мисхор"; общество с ограниченной ответственностью "Респектсервис" пользуется земельным участком на основании действующего договора аренды земли.

            Заместитель прокурора Автономной Республики Крым, заместитель прокурора города Ялта и Фонд государственного имущества Украины подали апелляционные жалобы, которыми просят решение суда первой инстанции отменить и иск удовлетворить на том основании, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, которые имеют значение для дела. А именно, в 1960 году государством имущество (санаторно-курортные учреждения) было передано Федерации профсоюзов без изменения общегосударственной формы собственности, в уставной фонд частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"  также передано государственное имущество без изменения государственной собственности, а потому полномочий распоряжаться земельным участком (на котором находится государственное имущество) ни это акционерное общество, ни поселковый совет не имели (л.д. 79-84, 87-90, 95-101 т. 2).

             03 июля 2014 года определением суда апелляционной инстанции удовлетворено заявление заместителя прокурора Автономной Республики Крым об отказе от апелляционной жалобы, апелляционное производство по этой апелляционной жалобе прекращено (л.д. 30-31, 44-45 т. 5).

            Из отзыва на апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респектсервис" следует, что этот ответчик с ее доводами не согласен, так как земельный участок был предоставлен в аренду в соответствии с действовавшим законодательством Украины и для обслуживания находящихся на нем строений (л.д. 125-129 т. 2, л.д. 1-6 т. 3).

            Частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" также подало отзыв на апелляционные жалобы, из которого следует, что акционерное общество не согласно с доводами апелляционных жалоб, так как переданное в уставной фонд этого общества имущество не является государственным (л.д. 147-148 т. 2, л.д. 72-73 т. 3).

            От других лиц отзывов на апелляционные жалобы не поступило. 

            Прокурор, стороны и третьи лица, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора, повторно не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании их представителей, о дне и месте судебного заседания извещались определением от 09 октября 2014 года, копии которого направлены заказной корреспонденцией с уведомлениями (л.д. 121-122 т. 5). Согласно почтовых уведомлений корреспонденция получена: 16 октября 2014 года заместителем прокурора города Ялта, Кореизским поселковым советом, прокурором Автономной Республики Крым (л.д. 136-138 т. 5), 17 октября 2014 года прокурором города Севастополя (л.д. 135 т. 5), 20 октября 2014 года обществом с ограниченной ответственностью "Респектсервис" (л.д. 141 т. 5). О нахождении дела на рассмотрении в апелляционной инстанции прокурор, стороны и третьи лица неоднократно извещались определениями о назначении дела к слушанию в судебных заседаниях. В частности, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики, Фонд государственного имущества Украины, частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", дочернее предприятие "Клинический санаторий "Мисхор" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" и Государственная инспекция сельского хозяйства в Автономной Республике Крым получали определения апелляционного суда, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 3, 7-11, 16, 36, 41, 54, 58, 60, 65, 86-87, 96, 114-115, 123-124, 139-140, 152 т. 5). Информация о рассмотрении дела в апелляционной инстанции размещена на сайте апелляционного суда. Апелляционный суд, учитывая, что явка прокурора, сторон и третьих лиц не признана судом обязательной, не поступило возражений против рассмотрения дела без участия в судебном заседании этих лиц, о времени и месте заседания прокурор, стороны и третьи лица извещены должным образом и заблаговременно, судом приняты все возможные меры для их извещения о судебном заседании, по делу достаточно доказательств для рассмотрения спора, определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании лиц, которые не явились.

            На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 7-16 т. 3, л.д. 141-167 т. 4) и установил следующее.

11 апреля 1960 года в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР № 606 от 23 апреля 1960 года, постановлением Совета Министров СССР № 335 от 10 марта 1960 года передано в ведение республиканских советов профсоюзов санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники согласно приложений № 1 и № 2 (в том числе пансионат "Мисхор" п. Кореиз).

18 ноября 1990 года между профсоюзом СССР и Федерацией профсоюзов Украины подписан договор, по которому имущество (в том числе в п. Кореиз пансионат "Мисхор") закреплено за Федерацией профсоюзов Украины на праве собственности (л.д. 74-77 т. 1, л.д. 63-64 т. 3), что также подтверждает перечень лечебно-оздоровительных организаций Федерации независимых профсоюзов Украины по состоянию на 24 августа 1991 года (л.д. 107-108 т. 1).

22 ноября 1991 года постановлением Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов Украины было решено на базе санаторно-курортных учреждений, предприятий и учреждений профсоюзов Украины и с долевым участием Фонда социального страхования Украины создать акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" с уставным капиталом 1.089,389 тыс. карбованцев (л.д. 78 т. 1).

04 декабря 1991 года между Советом Федерации независимых профсоюзов Украины и Фондом социального страхования Украины в письменной форме был заключен учредительный договор о создании акционерного общества "Укрпрофздравница", в уставной фонд которого учредители передают: Федерация независимых профсоюзов Украины - основные фонды санаторно-курортных учреждений стоимостью 1033584 тыс.руб., Фонд социального страхования Украины - 55.800 тыс.руб., которые выделены на капитальное строительство и приобретение оборудования. 20 января 1997 года решением Высшего арбитражного суда Украины отказано в признании недействительным указанного договора. 22 ноября 2007 года. Верховным Судом Украины отказано в возбуждении кассационного производства (л.д. 68-73 т. 1).

Такое акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" создано и зарегистрировано как юридическое лицо с идентификационным кодом 02583780, что подтверждается зарегистрированным в установленном порядке Уставом этого общества и документами о государственной регистрации (л.д. 64-67, 134-142 т. 1, л.д. 141-167 т. 4).

24 января 1992 года Федерация независимых профсоюзов Украины передала по акту приема-передачи имущество территориальных санаторно-курортных учреждений профсоюзов, санаториев и вспомогательных объектов акционерному обществу лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" (в том числе в п. Кореиз пансионат "Мисхор", 1922 года образования) (л.д. 79-80 т. 1).

            Из Устава санатория "Мисхор" 2000 года редакции и регистрационных документов этого санатория следует, что санаторий является филиалом дочернего предприятия "Ялтакурорт" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", собственником имущества санатория является указанное акционерное  общество (л.д. 5-15 т. 2, л.д. 107-111 т. 1).

            Устав закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" 2002 года редакции свидетельствует о том, что это общество создано учредительным договором на основе имущества учредителей (л.д. 64-67, 134-142 т. 1).

28 января 2003 года решением Кореизского поселкового совета № 455 решено:

- прекратить санаторию "Мисхор" право постоянного пользования земельным участком площадью 2,8362 га под бывшим домом отдыха им. А.М. Горького,

- уточнить площадь этого земельного участка при проведении инженерно-геодезических работ,

- земельный участок перевести в земли запаса пгт. Кореиз, как земли находящиеся в постоянном пользовании санатория "Мисхор" (л.д. 52 т. 1, л.д. 1 т. 2). Это решение поссовета является предметом спора.

Согласно решению Кореизского поселкового совета народных депутатов № 372 от 07 июня 1995 года были утверждены новые границы земельного участка санатория "Мисхор", в частности под бывшим санаторием им. А.М. Горького находился участок № 3 площадью 2,8362 га, о чем был санаторию "Мисхор" 30 ноября 1995 года выдан государственный акт на право постоянного пользования землей серии I-КМ №005026 (л.д. 143-146  т. 1, л.д. 2-4 т. 2).

24 августа 2004 года на основании решения Кореизского поселкового совета № 1260 от 22 июля 2004 года (л.д. 32 т. 2) между арендодателем - Кореизским поселковым советом (л.д. 30-31 т. 1), и арендатором - обществом с ограниченной ответственностью "Респектсервис" (л.д. 49 т. 1), в простой письменной форме заключен договор аренды земельного участка площадью 2,9358 га, расположенного в пгт. Кореиз, Севастопольское шоссе, 45, для обслуживания дома отдыха им. А.М. Горького, сроком на 49 лет. 14 сентября 2004 года произведена государственная регистрация договора, 02 августа 2004 года границы земельного участка вынесены в натуру (л.д. 22-41, 130-146 т. 2, л.д. 17-36 т. 3).

Земельный участок по акту приема-передачи передан от арендодателя арендатору (л.д. 41 т. 2). 

По соглашению сторон были внесены изменения в этот договор:

1) 03 февраля 2006 года дополнительным соглашением № 1 относительно цели использования - для реконструкции, строительства и обслуживания бывшего дома отдыха им. А.М. Горького, размера арендной платы (л.д. 53-54 т. 1);

2) 19 января 2007 года дополнительным соглашением № 14 относительно размера арендной платы (л.д. 51-52 т. 1);

3) 03 августа 2009 года на основании решения поссовета № 623 от 07 декабря 2007 года дополнительным соглашением относительно предмета договора, размера арендной платы и цели использования земельного участка, а именно для реконструкции бывшего дома отдыха им. А.М. Горького в селитебно-рекреационный комплекс. 06 октября 2009 года произведена государственная регистрация этого соглашения за № 040900700026, о чем на соглашении сделана соответствующая надпись. С учетом изменений границы земельного участка вынесены в натуру, составлены кадастровый план  и план-схема земельного участка, по акту приема-передачи участок передан от арендодателя арендатору (л.д. 40-48 т. 1, л.д. 42-50 т. 2, л.д. 37 т. 3). 

            Из письма Государственной налоговой инспекции в г. Ялта следует, что по данным налогового учета арендатор имеет переплату по арендной плате за землю по состоянию на 01 января 2011 года в сумме 3.140,87 грн. (л.д. 7 т. 3).

            Право постоянного пользования указанным земельным участком было прекращено указанному выше санаторию "Мисхор" и предоставлен этот земельный участок в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Респектсервис" в связи с тем, что это общество купило объекты недвижимого имущества, расположенные на этом земельном участке, про что указано в договоре аренды земельного участка от 24 августа 2004 года, и это подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 07 июня 2003 года с продавцом - частным  предприятием "Гайдэ", а именно были куплены спальные корпуса №№ 1, 2, 3, 4, 5 за литерами А, Б, В, Д, Л, Н, столовая - Г, клуб - Ж, павильоны №№ 1, 2, 3, 4,  овощехранилище, оранжереи - К, медпункт - Р, теплопункт - Е, столярка и сооружения, танцплощадки, навес, резервуар, дороги, площадки, подпорные стены, парковые лестницы (л.д. 8-12 т. 3).

            До этого указанный объект продавался:

            - 27 ноября 2001 года покупателю - обществу с ограниченной ответственностью "Плато-Девелопмент",

            - 09 августа 2002 года от продавца - общества с ограниченной ответственностью "Плато-Девелопмент", покупателю - частному предприятию "Гайдэ" (л.д. 13 т. 3).

            Такие же обстоятельства подтверждает справка инвентарного дела БТИ (л.д. 124-128 т. 1).

            Из решения исполкома Кореизского поселкового совета от 05 ноября 2008 года № 267, актов рабочей комиссии и государственной приемочной комиссии следует, что на указанном земельном участке построен многоквартирный жилой дом, который принят в эксплуатацию (л.д. 38-62 т. 3, л.д. 58-63 т. 4).

            По заключению судебной земельно-технической экспертизы для обслуживания построенного многоквартирного жилого дома необходим земельный участок площадью 0,1500 га (л.д. 136-139 т. 3). С такими выводами экспертизы ответчик - общество с ограниченной ответственностью "Респектсервис", не согласно (л.д. 64 т. 4).

            Согласно пункту 12 раздела Х "Переходные положения" Земельного кодекса от 25 октября 2001 года № 2768-III (который действовал на территории Республики Крым на момент принятия оспоренного решения поссовета) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями в пределах населенных пунктов (кроме земель, переданных в частную собственность) осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

            Изменения в эту норму закона относительно ограничения указанных полномочий поселковых советов распоряжаться землями в пределах населенных пунктов были внесены законодателем позже, после принятия спорного акта ненормативного характера. Так, пункт 12 Х "Переходные положения" Земельного кодекса до 06 сентября 2012 года предусматривал, что поселковые советы не вправе распоряжаться землям, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат части (акции, паи).

Прокурор и истцы полагают, что Кореизский поселковый совет 28 января 2003 года принял решение о прекращении санаторию "Мисхор" права постоянного пользования землей на 2,8362 га с превышением полномочий, так как имущество санатория "Мисхор" является государственной собственностью, исходя из того, что имущество пансионата "Мисхор" в 1960 году было передано государством профсоюзам без изменения общегосударственной формы собственности, на отчуждение такого имущества законодательством введен мораторий. 

           Постановлением Верховной Рады Украинской ССР № 506-XII от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" к введению в действие Закона Украинской ССР о разгосударствлении имущества был установлен мораторий на территории республики на любые изменения форм собственности и владельца государственного имущества, инициаторами и участниками которых являются органы государственной власти и управления.

06 мая 1992 года было опубликовано в газете "Голос Украины", 1992, N 82, и вступило в силу постановление Верховной Рады Украины "О введении в действие Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" от 04 марта 1992 года № 2164-XII, которым: 1) введен в действие Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" с 15 марта 1992 года; 2) со дня утверждения Верховной Радой Украины Государственной программы приватизации постановление Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" теряет действие; 3) Кабинету Министров Украины до 15 марта 1992 года надлежало определить перечень объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые заключили имущественные договора, связанные с изменением форм собственности и владельца государственного имущества, с нарушением моратория, установленного постановлением Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР", и принять меры относительно приведения отмеченных договоров в соответствие с данным Законом.

            Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий была утверждена постановлением Верховной Рады Украины от 07 июля 1992 года № 2545-XII "О Государственной программе приватизации имущества государственных предприятий", которая была опубликована 01 августа 1992 года в газете "Голос Украины", 1992, N 145.

            Имущество пансионата "Мисхор" не определенно в перечне объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые заключили имущественные договора, связанные с изменением форм собственности и владельца государственного имущества, с нарушением моратория, установленного постановлением Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 года "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР". 

            Согласно статье 21 Закона Украины "Об объединении граждан" № 2460-XII от 16 июня 1992 года (с изменениями и дополнениями) объединения граждан могут иметь в собственности средства и другое имущество, необходимое для осуществления его уставной деятельности. Объединение граждан приобретают право собственности на средства и другое имущество, переданное ему учредителями, членами (участниками) или государством, приобретенное от вступительных и членских взносов, пожертвованное гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также имущество, приобретенное за счет собственных средств или на других основаниях, не запрещенных законом. Общественные организации также имеют право на имущество и средства, приобретенные в результате хозяйственной и другой коммерческой деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций, основанных предприятий.

            Статья 34 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" № 1045-XIV от 15 сентября 1999 года (с изменениями и дополнениями) также предусматривает право профсоюзов приобретать право собственности на имущество, в том числе получать имущество от государства. При этом, этой нормой закона установлено, что лишение профсоюзов права собственности, а также права владения и пользования имуществом, переданным им в хозяйственное ведение, может иметь место лишь по решению суда на основаниях, определенных законом.

            В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О хозяйственных обществах" № 1576-XII от 19 сентября 1991 года общество является владельцем имущества, переданного ему в собственность учредителями.

            Из установленных обстоятельств следует, что на момент прекращения права постоянного пользования санаторию "Мисхор" земельным участком в уставном капитале учредителя и собственника имущества этого санатория - закрытого акционерного  общества  лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", не было части (акций, пая) государства, а потому поселковый совет принял решение в пределах своих полномочий, установленных указанной выше нормой закона.

            Каких-либо доказательств обратного (наличия в уставном капитале акционерного общества акций  государства), учета этих акций как принадлежащих государству прокурор и истцы суду не предоставили; обстоятельств, которые свидетельствовали бы о реализации государством своих функций как собственника акций этого акционерного общества судом не установлено.

На основании указанного апелляционный хозяйственный суд считает, что апелляционные жалобы необоснованны и не подлежат удовлетворению, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, оснований к отмене судебного акта нет. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                    

ПОСТАНОВИЛ:    

            Апелляционные жалобы заместителя прокурора города Ялта, Фонда государственного имущества Украины оставить без удовлетворения.

            Решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13 сентября 2011 года по делу  № А83-2720/2011 (5002-32/2720-2011) оставить без изменения.

 

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

            Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления.

 

 

 

Председательствующий                                                              О.Г. Градова

Судьи                                                                                               И.В. Антонова

                                                                                                          Е.А. Остапова

Опубликовано: 17.11.2014 09:28 Обновлено: 08.05.2023 13:24