Постановление по делу № А83-1742/2014

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

 26.01.2015

Дело № А83-1742/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объёме  26 января  2015 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего     судьи                  Рыбиной С.А.,

судей                                                                   Тарасенко А.А.,

                                                                             Чертковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саютиной Ю.Ю.

при участии:

от истца - не явился, Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя;

от ответчика   - не явился, Частное акционерное общество "Свет",

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя на решение хозяйственного суда Республики Крым  от 23 октября 2014 года по делу №А83-1742/2014

по иску   Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя (ул. Гагарина, 14а, Симферополь, 295026)

к  Частному акционерному обществу "Свет" (ул. Узловая, 20, Симферополь, 295047)

о взыскании 3864,22 рублей

принятое в составе судьи  Медведчук Е.Л.

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя обратилось в  хозяйственный суд Республики Крым  с исковым заявлением к Частному акционерному обществу "Свет" о взыскании 3864,22 рублей.

Исковые требования истец мотивирует тем, что ответчиком нарушены обязательства по фактическому возмещению расходов истца на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях за август 2014 года.

Решением хозяйственного суда Республики Крым  от 23 октября 2014 года     по делу № А83-1742/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

При   вынесении  решения суд пришел к выводу, что в связи с  достижением Глотовой Т.Я. 26.05.2010 пенсионного возраста и возникновения права на пенсию по возрасту, у ответчика прекратилась обязанность возмещать Пенсионному фонду расходы по выплате и доставке льготных пенсий указанному работнику, в связи с чем с ответчика не подлежит взысканию сумма задолженности за август 2014 года в размере 3864,22 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального права.

Свои доводы заявитель апелляционной жалобы обосновывает тем, что судом неправильно применены и истолкованы нормы Закона Украины от 05.11.1991 № 1788-ХII "О пенсионном обеспечении",  Закона Украины от 09.07.2003 № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", Закона Украины от 08.07.2011 № 3668-1V "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Обоснования и другие доводы изложены в апелляционной жалобе.

Частью третьей статьи 3 Федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 № 154-ФЗ предусмотрено, что апелляционные жалобы, принятые к производству апелляционными хозяйственными судами, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, передаются для рассмотрения в установленном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.

Распоряжением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Горбуновой Н.Ю. от 19 января 2015 года в связи с прекращением полномочий судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, началом деятельности Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, в порядке части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении апелляционной жалобы по делу №А83-1742/2014 определен следующий состав суда: председательствующий Рыбина Светлана Анатольевна, судьи Тарасенко Андрей Алексеевич, Черткова Ирина Валентиновна.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 дело №А83-1742/2014 принято к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии с нормами части седьмой статьи 3  Федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 № 154-ФЗ судебное производство продолжается со стадии, на которой оно было прервано.

Стороны явку уполномоченных представителей в судебное заседание 19.01.2015 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно нормам статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

О принятии апелляционной жалобы к производству стороны уведомлены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении почтовой корреспонденции (л.д. 127-128).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Поскольку о принятии апелляционной жалобы к производству стороны уведомлены надлежащим образом, явка участников процесса обязательной не признавалась, материалы дела достаточно характеризуют спорные правоотношения, судебная коллегия считает, что основания для отложения рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, по имеющимся в деле материалам.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта, исходя из следующего.

Пунктом 3 постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 № 1745-6/14 прекращена деятельность государственных органов Украины на территории Крыма, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым "О пенсионном фонде Республики Крым" от 26.03.2014 № 1826-6/14 утверждено временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым.

Пунктом 1 указанного Временного положения установлено, что Пенсионный фонд Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым и в соответствии с пунктом 8 реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные управления в городах, районах, районах г. Симферополя, которые создаются по решения Совета министров Республики Крым.

Согласно пункта 1 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым в Железнодорожном районе г.Симферополя (далее – Положение), утвержденного приказом начальника Пенсионного фонда Республики Крым от 26.03.2014 № 1, Управление подчинено Пенсионному фонду Республики Крым.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 Положения, к основным задачам Управления отнесено взыскание в предусмотренном законодательством порядке своевременно не начисленных и/или не оплаченных сумм страховых взносов и других платежей.

Согласно подпункта 8 пункта 2.4 Положения, в соответствии с возложенными на него задачами, Управление имеет право взыскивать в  установленном порядке неуплаченные суммы страховых взносов и иных платежей с их плательщиков.

Свидетельством о регистрации юридического лица подтверждена регистрация новообразованного юридического лица – Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе г.Симферополя с датой регистрации 28.03.2014.

18.08.2014 Управлением Пенсионного фонда Украины в Железнодорожном районе г.Симферополя в адрес председателя правления Общества с ограниченной ответственностью "Свет" направлен расчет фактических затрат на выплату и доставку льготной пенсии Глотовой Т.Я., полученный 20.08.2014 (л.д.24-25). 

Согласно расчету задолженности по возмещению фактических затрат на выплату и доставку льготных пенсий, Обществом с ограниченной ответственностью "Свет" (л.д.22)  по  сроку уплаты 25.08.2014  подлежит оплате согласно расчета за отчетный месяц  3864,22 руб.

Требования Управления в сумме 3864,22 руб. состоят из задолженности по возмещению фактических затрат на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" в  части пенсий, определенных пунктами "б" – "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении"  Глотовой Т.Я. за август 2014 года.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2014 № 12-ФКЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

Часть 6.1 этого Закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части, касающейся исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, применяется на территориях Республики Крым и города федерального  значения Севастополя с 1 августа 2014 года в отношении:

1) организаций, местом нахождения которых является территория Республики Крым или территория города федерального значения Севастополя, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального  значения Севастополя, сведения о которых внесены соответственно в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

2) созданных на территориях Республики Крым или территория города федерального  значения Севастополя филиалов и (или) представительств российских организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц;

3) созданных на территориях Республики Крым или территория города федерального  значения Севастополя после 18 марта 2014 года обособленных подразделений российских организаций,  а также обособленных подразделений иностранных организаций.

Таким образом, к отношениям по уплате платежей на пенсионное обеспечение и социальное страхование, в том числе по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, до выполнения предусмотренных частью 6 статьи 11 указанного Федерального конституционного закона условий, применяется законодательство Украины, действующее на 18.03.2014.

Как следует из обстоятельств дела, ответчик является плательщиком сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование. В соответствии с частью 2 Переходных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку пенсий, начисленных на льготных условиях. То есть предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, которая покрывает фактические затраты на выплату и доставку пенсий в соответствии с пунктами "б" – "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" до достижения работниками пенсионного возраста.

Согласно пп. "б" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо  от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: женщины – после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет  на указанных работах. Работникам, которые имеют не меньше половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 данного Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы – мужчинам, и за каждые 2 года такой работы – женщинам.

Согласно расчету истца стаж работы Глотовой Т.Я. с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 составляет 72 месяца (6 лет), что дает ей право на досрочный выход на льготную пенсию на 3 года раньше срока, с которого возникает право на пенсию по возрасту, то есть, согласно действующего на момент выхода на пенсию Глотовой Т.Я. (26.05.2010 года) законодательства, - в 52 года.

Именно этот срок льготной пенсии (3 года) и должно оплачивать предприятие, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” от 11.10.2013 пенсия назначается пожизненно или на период, в течение которого пенсионер имеет право на выплату пенсии в соответствии с данным Законом. Так, Глотова Т.Я. имеет право получать льготную пенсию на протяжении 3 лет за счет предприятия. Также с момента назначения льготной пенсии гражданке Глотовой Т.Я. в 2010 году и до ее увольнения в 2012 году ее трудовой страж на работе с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2, который дает ей право на льготную пенсию, не увеличивался, следовательно, основания для увеличения периода возмещения выплаты льготной пенсии у предприятия отсутствуют.

Изложенное подтверждается, в том числе, и Актом сверки от 08.01.2014 (л.д.31), согласно которому по состоянию на июнь 2013 года обязательств по компенсации затрат Пенсионного фонда Украины на выплату и доставку льготной пенсии у Общества с ограниченной ответственностью "Свет" не было.    

В апелляционной жалобе истец ссылается на Закон Украины от 08.07.2011, которым внесены изменения в статью 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", а именно увеличен пенсионный возраст женщинам, родившимся с 01 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года до 57 лет. На основании указанного Закона Украины истец считает правомерным увеличение им периода возмещения льготной пенсии Глотовой Т.Я.

Такую позицию суд апелляционной инстанции находит ошибочной, поскольку истцом не принято во внимание то обстоятельство, что при внесении изменений в статью 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", условия части 2 пункта 3 Заключительных положений данного Закона остались без изменений, а именно: лицами, которые работали на работах  с вредными и тяжелыми условиями труда и имеют или имели право на пенсию в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством (статья 100 Закона Украины "О пенсионном обеспечении"), пенсии назначаются по нормам данного закона, исходя из требований возраста и стажа, установленных ранее действующим законодательством.

В перечисленных законодательных актах не указано на увеличение пенсионного возраста лицам, которые на момент изменения статьи 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" получали льготную пенсию, а также не предусмотрено осуществление возмещения фактических  расходов на выплату и доставку льготных пенсий предприятиями в дальнейшем.

Таким образом, начисление истцом и взыскание с ответчика возмещения фактических  расходов на выплату и доставку льготных пенсий после достижения его работником Глотовой Т.Я. 55 лет (25.05.2013)  является безосновательным, в связи с чем требования последнего о взыскании задолженности по данной выплате за август 2014 года в сумме 3664,22 руб.  обоснованно оставлены хозяйственным судом Республики Крым без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что  хозяйственным судом Республики Крым правильно установлены и исследованы все обстоятельства дела, права и обязанности сторон, решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Таким образом, обжалуемое решение хозяйственного суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба  Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение хозяйственного суда Республики Крым от 23 октября 2014 года по делу №А83-1742/2014 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Железнодорожном районе города Симферополя оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий     судья                                    С.А. Рыбина

Судьи                                                                                    А.А. Тарасенко

                                                                                               И.В. Черткова

Опубликовано: 09.02.2015 18:27 Обновлено: 08.05.2023 13:24