Постановление по делу № А84-816/2014
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь
29.01.2015 |
Дело № А84-816/2014 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гонтаря В.И.,
судей Котляровой Е.Л.,
Оликовой Л.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Карбон" на решение хозяйственного суда города Севастополя от 03.12.2014 по делу №А84-816/2014 (судья Погребняк А.С.)
при ведении протокола секретарем Ищенко Е.А.
при участии:
от истца: Куницын Алексей Викторович, доверенность№92-01-24 от30.12.14, Инспекция архитектурно-строительного надзора и экспертизы города Севастополя, личность надлежаще удостоверена;
от ответчика, не явился, Общество с ограниченной ответственностью "Карбон"
по иску Инспекция архитектурно-строительного надзора и экспертизы города Севастополя (пл. Восставших, д.6,Севастополь,299008)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Карбон" (ул. Репина, 15/3,Севастополь,299045)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
В Хозяйственный суд города Севастополя 23 октября 2014 года поступило заявление административного органа - Инспекции архитектурно-строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью “Карбон” за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление обосновано неисполнением ООО “Карбон” требований предписания административного органа в установленный в предписании срок.
Решением Хозяйственный суда города Севастополя от 03 декабря 2014 года по делу №А84-816/2014 заявление удовлетворено. Привлечено общество с ограниченной ответственностью “Карбон” к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество с ограниченной ответственностью “Карбон” обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Карбон" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2015 года указанную жалобу принято к производству судьей Гонтарем В.И.
Распоряжением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015г. в связи с прекращением полномочий судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, началом деятельности Двадцать первого арбитражного апелляционного суда определен состав судебной коллегии: Гонтарь В.И., Котлярова Е.Л., Оликова Л.Н.
В судебное заседание явился представитель истца, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, просил суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями в материалах дела.
Однако, через канцелярию суда поступило ходатайство, в котором сообщается, что в связи с убытием в командировку директора ООО “Карбон” и его представителя просит отложить рассмотрение дела на более поздний строк. При этом доказательств убытия в командировку представлены суду не были, также как и доказательства того, что судебное заседание не может быть рассмотрено без представителя Общества с ограниченной ответственностью "Карбон".
Учитывая положения пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы искового заявления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта, исходя из следующего.
28.02.2014 между ООО “Ан Код Дельта” (Сторона 1) и ЧП “Карбон” (сторона 2) был заключен договор о долевом участии в строительстве, предметом которого является долевое строительство жилых многоквартирных домов со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой, согласно проектно-сметной документации и приобретение сторонами права собственности на недвижимое имущество, согласно долей, определенных данным договором. При этом, функции по строительству объектов возложены Договором на ЧП “Карбон” (п. 2.1).
ЧП “Карбон”, как заказчик, обеспечивает весь процесс строительства объектов, необходимые технические условия на подключение объектов к инженерным сетям, обеспечивает проведение инженерных изысканий, получение разрешительной документации, разрабатывает и согласовывает проектную документацию на строительство, организовывает строительство объекта и вводит его в эксплуатацию, а также осуществляет иные мероприятия, необходимые для застройки участка.
В Декларации о начале выполнения строительных работ “Строительство жилищного комплекса со встроенными – пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктуры (2-я очередь строительства) в б. Круглая, г. Севастополь, военный городок №401, зарегистрированной Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины управления разрешительных процедур Отдела методологии и осуществления декларативных процедур 27.02.2014 за №IV 083140581014, указано, что проектная документация объекта разработана ООО “АрхиГрадПроект” и утверждена заказчиком приказом Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины №31/02-2 от 26.02.2014, приказом ООО “Ан Код Дельта” №25/02-2 от 25.02.2014, приказом ЧП “Карбон” №14/02-2 от 25.02.2014. Категория сложности объекта – ІІІ. Экспертиза проекта проведена филиалом ООО “Украинская строительная экспертиза” 25.02.2014 №3-008-14 КЧ/СВ (л.д. 23-25).
05.09.2014-15.09.2014 г. на основании приказа №34 от 03.09.2014, уведомления о проведении проверки №92-02-1060 от 02.09.2014, проведена проверка наличия разрешения на строительство жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2 очередь строительства) в б. Круглая, г. Севастополь; наличия проектной документации и экспертизы по проекту для строительства жилого комплекса, на соответствие выполненных строительных работ проектной документации.
В ходе проверки выявлен факт ведения строительных работ с нарушениями норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 52): строительные работы выполняются с отклонением от проектной документации (шифр: 207/14), а именно стены подвального этажа первого подъезда в проектной документации предусмотрены из блоков ФБС, а фактически выполнены монолитные железобетонные стены; секция 1 выполнена на уровне перекрытия подвального этажа, секция 2 выполнена на уровне перекрытия первого этажа.
Также на объекте “Строительство жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (в б. Круглая г. Севастополь” проектная документация (шифр 207/14), разработанная ООО “АрхиГрад Проект” представлена не была, однако предоставлена проектная документация “Жилой комплекс со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2-я очередь строительства) в б. Круглая, г. Севастополь, (шифр: 113-2), разработанная ООО “Карбон-Проект”, не прошедшая экспертизу.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 15.09.2014 №92-02-36.
По результатам проверки оформлены следующие документы: предписание №92-02-19 от 15.09.2014 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства; протокол №92-02-19 от 15.09.2014 об административном правонарушении; предписание №92-02-20 от 15.09.2014 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства; протокол №92-02-20 от 15.09.2014 об административном правонарушении.
Предписанием №92-02-19 от 15.09.2014 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства предписано остановить строительные работы по строительству жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2-я очередь строительства) в б. Круглая, г. Севастополь, военный городок №401 с 15.09.2014; привести указанный объект строительства в соответствие с проектной документацией (шифр 207/14), по которой получен экспертный отчет о рассмотрении проектной документации в части прочности, надежности, долговечности объекта строительства филиала ООО “Укрстройэкспертиза” №3-008-14-КЧ/СВ от 25.02.2013 до 15.12.2014.
Проверкой, проведенной в период 13.10.2014 по 15.10.2014 старшим инспектором отдела государственного строительного надзора Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на объекте “Строительство жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2 я очередь строительства) б. Круглая, г. Севастополь, военный городок №401, выявлено, что требования предписаний, выданных ЧП “Карбон” №92-02-19 от 15.09.2014 по результату проведения внеплановой выездной проверки - не выполнены и не устранены, а именно, строительные работы на указанном объекте не остановлены и продолжают выполняться, объект строительства не приведен в соответствие с проектной документацией (шифр 207/14), по которой получен экспертный отчет, что является нарушением части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ и влечет ответственность, предусмотренную ч. 6 статьи 19.5 КоАП РФ. (л.д. 10-11).
Результаты проведения проверки оформлены Актом проверки от 15.10.2014 №92-02-83, при этом составлены протоколы №92-02-33, 92-02-34 от 15.10.2014 об административном правонарушении.
Протоколом №92-02-33 об административном правонарушении от 15.10.2014 установлено, что на момент проведения проверки выполнение предписаний, выданных ООО “Карбон” №92-02-19 от 15.09.2014 и должностному лицу ООО “Карбон” Ганееву Р.Р. №92-02-20 от 15.09.2014 по результату проведенной внеплановой выездной проверки не выполнено, строительные работы на объекте не остановлены и продолжают выполняться (строительные работы по секции 1 выполняются на уровне 3-го этажа, заливается перекрытие на отм. +5.900; строительные работы по секции 2 выполняются на уровне 4-го этажа, устанавливается опалубка под перекрытие пятого этажа), объект строительства не приведен в соответствие с проектной документацией (шифр 207/14), по которой получен экспертный отчет, что является нарушением части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. В связи с чем в протоколе указано, что ООО Карбон” совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19,5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный протокол был отправлен ООО “Карбон” заказной корреспонденцией с уведомлением 17.10.2014.
В связи с тем, что частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, арбитражными судами, заявитель обратился в суд с требованиями о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительного контроля.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), выразившиеся в невыполнении в установленный срок предписания уполномоченного органа - остановить строительные работы.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
С материалов дела усматривается, что в ходе осуществления проверки органом государственного строительного надзора выявлено строительство объекта капитального строительства объект строительства не в соответствии с проектной документацией (шифр 207/14), по которой получен экспертный отчет, что и послужило основанием для выдачи предписания с требованиями об остановке строительных работ и приведения его в соответствие с утвержденной проектной документацией (шифр 207/14).
Пунктом 4.13.8 Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя по исполнению государственной функции “Осуществление строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства”, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 17.06.2014 №71, днем выявления совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19,5 КоАП РФ, следует считать день, следующий за датой, указанной в предписании.
В предписании №92-02-19 от 15.09.2014 было изложено требование об остановке строительных работ.
Материалами дела подтверждается направление акта проверки от 15.09.2014, предписания об устранении нарушений при строительстве от 15.09.2014, протокола об административном правонарушении Обществу с ограниченной ответственностью “Карбон” 17.09.2014 заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении адресату.
Требование административного органа не было выполнено ООО “Карбон” после его получения 08.10.2014, что подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем.
При этом, ООО “Карбон”, не согласившись с требованиями административного органа, направило в его адрес данные экспертной оценки по рассмотрению проектной документации в части прочности, надежности и долговечности объекта строительства по проекту “Жилой комплекс со встроено-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2-я очередь строительства) в б. Круглая, г. Севастополь”, выполненной Государственным экспертным предприятием Республики Крым “Государственная строительная экспертиза” “ 91-0390-14/18/ЭО от 10.10.2014., которой установлено, что представленная документация разработана с соблюдением требований к прочности, надежности и долговечности объекта строительства. При этом указано, что данная экспертная оценка не является основанием для утверждения и получения разрешения на выполнение строительных работ (л.д. 33).
В соответствии с требованиями статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО “Карбон” несет обязанность по соблюдению требований технических регламентов при осуществлении строительных работ, в том числе по соблюдению требований утвержденной проектной документации. При этом, лицо осуществляющее строительство обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Подпунктом 5 пункта 3.6.42 Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя по исполнению государственной функции “Осуществление строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства” указано, что в ходе проверки, должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, совершаются все необходимые юридические и процессуальные действия в пределах предоставленных полномочий, в том числе, в обязательном порядке составление акта проверки, являющегося основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно п. 3.6.34 Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя по исполнению государственной функции “Осуществление строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства”, в соответствии с пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при наличии предписания Севгосстройнадзора об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации по выполненным работам, либо постановления по делу об административном правонарушении, лицо, допустившее нарушения до начала последующих работ, устраняет указанные в предписании и постановлении нарушения и направляет в Севгосстройнадзор извещение об устранении выявленных нарушений, составленное по образцу, приведенному в Приложении № 12 к настоящему Регламенту, которое регистрируется в установленном в Севгосстройнадзоре порядке общего делопроизводства.
К извещению прилагается акт об устранении нарушений (недостатков), документирующий факт их устранения, составленный и подписанный представителями лица, осуществляющего строительство, и застройщика (заказчика).
Таким образом, требование об остановке строительства объекта до устранения правонарушения соответствует имеющемуся объему полномочий должностного лица административного органа при проведении проверки, а также является обязанностью лица, осуществляющего строительство, согласно положениям статьи 52 Градостроительного кодекса.
Акта об устранении выявленных нарушений со стороны ООО “Карбон” представлено не было, при этом в материалах дела имеется приказ ООО “Карбон” №38/2 об остановке строительных работ до утверждения проектной документации допущенных отклонений проекта.
Однако, ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований градостроительного законодательства, а также выполнения предписаний административного органа, поскольку на дату повторной проверки – 15.10.2014 требования об остановке проведения строительных работ не были исполнены, что подтверждается материалами проверки.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Факт совершения ответчиком правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания об устранении нарушений, подтвержден материалами административного дела, в частности имеющимися в материалах дела доказательствами – актами проверки с приложенными фотоснимками, протоколом №92-02-33 от 15.10.2014 об административном правонарушении в области строительства.
Таким образом, исследовав и оценив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановил:
1. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Карбон" оставить без удовлетворения.
2. Решение хозяйственного суда города Севастополя от 03 декабря 2014 по делу №А84-816/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Гонтарь
Судьи Е.Л. Котлярова
Л.Н. Оликова
Опубликовано: 09.02.2015 18:56 Обновлено: 08.05.2023 13:24